Описание отчета "Лаборатории проблем цивилизации" за 2002 г.


Приведен анализ состояния и перспектив развития университетского образования, привлечения общественных ресурсов в систему профессионального образования.

Разработаны некоторые аспекты самоорганизации общественных систем с ограниченными ресурсами в условиях информационного шума: особенности информационного шума как такового, определяющие сложность борьбы с ним.

Приведены некоторые результаты организационно-практической реализации концепции экологического образования.

В приложениях даны наиболее существенные работы авторского коллектива прошлых лет, оказавшие заметное влияние на формирование направления работы этапа 2002 года.

 

Настоящий отчет посвящен итогам работы научно-исследовательского и учебно-методического подразделения (ниуМп) Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова “Лаборатория проблем цивилизации” в 2002 г.

Согласно Положению о подразделении НИУМП “Лаборатория проблем цивилизации” занимается вопросами:

Лаборатория является структурным подразделением университета и входит в единый учебно-научно-производственный комплекс.

Являясь элементом системы образования, коллектив лаборатории видит в образовании социальную генетику общества, которая передает из поколения в поколение веками накопленные знания и обогащается опытом каждого из них. Образование, как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, навыков и умений, традиционно рассматривается сквозь призму системы образования. Другими словами образование и система образования, как ее часть, являются общественными институтами, играющими фактически основную роль в воспроизводстве общества. Так же высока его роль в возникновении проблем цивилизации и их осознании.

Все многообразие взаимоотношений образования и общества предполагается рассматривать сквозь призму общественного сознания в следующих категориях:

системе образования – заключающей в себе разнообразные виды и формы образования в обществе: семейное, дошкольное, начальное, общее среднее, средне-специальное, начальное профессиональное, высшее, прослевузовское, а также систему повышения квалификации и переподготовки, самообразование, непрерывное образование взрослых, а также историю и пути развития, динамику содержания, методику, проблемы и пути развития;

власти - форме общественного сознания, позволяющей оперативно организовывать общественную деятельность, в ее влиянии на судьбы общества;

науке - форме общественного сознания, в ее взаимосвязи с образованием, развитием и жизнедеятельностью человека;

философии - форме общественного сознания, в ее взаимосвязи с образованием и философией образования,

идеологии и политике - формах общественного сознания, в их специфическом “классовом” отражении действительности, в отношении науки и образования с властью, во влиянии идеологии и политики на образование;

искусстве - форме общественного сознания, художественном творчестве в целом: литературе, архитектуре, скульптуре, живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, музыке, театре, кино и других разновидностях художественно-образных форм отражения действительности в их связи с системой образования;

нравственности - форме общественного сознания, в ее влиянии на нравы, обычаи, традиции, на формирование и развитие человека и общества, на регулирование их взаимодействия, специфику моральных отношений, развитие норм морали;

праве - форме общественного сознания и возведения в закон воли социального субъекта государственной власти;

религии - форме общественного сознания, в ее влиянии на религиозные и светские мировоззрения и мироощущения;

социальной экологии - форме общественного сознания, определяемом взаимовлиянием окружающей среды на человека и общество;

экономике - форме общественного сознания, определяемом отношениями людей в общественном производстве и распределении в условиях нехватки ресурсов.

Основные процессы, исследуемые НИУМП “Лаборатория проблем цивилизации”, являются относительно медленными (можно даже сказать сверхмедленными), что обуславливает сложность их изучения, что роднит их с образовательными процессами. В некоторой степени можно считать систему образования моделью цивилизации. Это обстоятельство определило выбор методики исследования: анализ общественных отношений и проблем во взаимодействии образования и общества.

Авторский коллектив:

Галкин В.П. – научный руководитель, введение, заключение, разделы 1.1.1; 1.1.2; 1.2.1; 2.1.1; 2.1.2; 2.1.3; 3.1.1; 3.1.2, приложения 1; 2; 3; 4.

Гальетов В.П. – раздел 1.2.2.

Мукин В.А. – заведующий лабораторией, ответственный исполнитель, введение, заключение, разделы1.1.1; 1.1.2; 1.2.1; 3.1.1; 3.1.2, приложения 1; 2; 3.

Петухова Е.А. – разделы 3.1.1.; 3.1.2.; приложение 4.

Попов Ю.А. – разделы 2.1.2; 2.1.3.

Hosted by uCoz