Галкин В.П.

К ВОПРОСУ О МЕРЕ

(заметки к лекциям по философии)

Рассмотрим некоторые аспекты проблемы, связанной с распространенными мыслительными формами используемыми при анализе “законов”: “перехода количества в качество”, “единства и борьбы противоположностей”, “отрицания отрицания”.

Качественная и количественная определенности вещи

Напомним, что под вещью мы понимаем как отдельные “элементарные” объекты материальной либо идеальной природы, так и любое более сложное образование (комплекс объектов) которое нам удается представить (выделить для себя в этом мире).

Объекты материальной природы, впрочем, как и идеальной, можно рассматривать либо как процессы (вещи изменяющиеся во времени)*, либо как метастабильные образования (аналогичные идеям Платона).

(* вещь имеет место быть до тех пор, пока ее свойства не выйдут за определенные границы, после чего она перестает быть прежней вещью, и становится другой: вещь выходит за область определения).

При манипуляциях с вещью нам приходится иметь дело с ее качественными и количественными аспектами – качественной и количественной определенностью.

Возможны следующие подходы:

Качественная определенность вещи (качество) – совокупность свойств вещи отличающая данную вещь от всех других вещей мира, в том числе и от нее самой мгновение тому назад. Другими словами качественная определенность вещи – сама вещь. В некоторой степени ** качество вещи можно рассматривать как ее сущность.

(** в настоящей работе применяется диатропический подход к анализу вопроса, что приводит к некоторому смешению онтологических и гносеологических сторон).

Количественная определенность вещи – совокупность свойств вещи идентичная совокупности свойств какой-либо другой вещи за исключением положения в мире ***; то есть совокупность свойств не позволяющая данной вещи отличаться от другой вещи мира, за исключением “одного” свойства – местоположения. Описывая вещь, мы, если отбросим несущественные, отличающие вещи друг от друга признаки, получим понятие количества: вынуждены будем говорить “одно окно”, “одна ручка”, “один человек” и т.д. Какое конкретно окно, ручка или человек определить невозможно.

(***идеальные объекты всегда расположены в одном месте, поэтому для них понятия качественной и количественной определенности сливаются, и представляется возможным говорить лишь о качественной определенности. Следует подчеркнуть, что при проведении анализа ситуаций, опять таки в силу ограниченности интеллектуальных ресурсов человека, вполне возможно смешение самих идеальных объектов с идеальными описаниями объектов мира).

Минимальное число вещей, позволяющее говорить о количестве – две****. (**** Разъяснение 2006 года - когда вещь одна нет смысла вводить понятие количество - качество и количество совпадают. В модели же двух вещей введение понятия количество есть смысл и полагать его равным ЕДИНИЦЕ). Эти вещи отличаются от всех других вещей мира (качество), но неотличимы друг от друга (количество). Количественную определенность можно назвать “вырожденным качеством”. Количество вещи (всегда равное единице – вещь единична) можно рассматривать как ее форму. При этом пока вещь (то есть ее свойства) находится в пределах данной количественной определенности ее форму можно считать неизменной.

В онтологии, при анализе мировых процессов, имеет смысл первая позиция – обе определенности объективны. В гносеологии – вторая, третья и четвертая (некоторые определенности являются определениями, субъективными описаниями мира).

Формальное применение определений качество и количество к языку позволяют получить достаточно любопытный результат.

Качество - совокупность свойств вещи (описание), отличающая ее от всех других вещей Мира.

Количество – совокупность свойств вещи (описание вещи), отличающее ее от всех других вещей мира, кроме, по крайней мере, одной. Например: слово “дерево” отличает объект от всех “недеревьев”. Если указать конкретное дерево, то это будет его “Имя” – нечто позволяющее отличить его от всех вещей Мира.

Проще говоря, качественное описание вещи является ее именем, которое может быть зашифровано одним словом, а количественное - словесным описанием (которое всегда ограниченно), результатом абстрагирования определяемым ограниченностью интеллектуальных ресурсов человека и языка. При последовательном рассуждении можно прийти к выводу, что отдельное слово, в частности, и язык, в целом, являются системами имеющими дело преимущественно с количественными объектами.

Качество, количество и число

Как мы отмечали выше, количество (вырожденное качество) всегда равно единице. Остальные числа являются качествами в числовом ряду (все числа отличаются друг от друга) и количествами в вычислительных манипуляциях. Все одинаковые числа считаются равными друг другу: 1=1; 5=5; 14=14 и т.д.

В описательных ситуациях неравенство друг другу чисел (цифр) достаточно очевидно, например: в записи 11 первая цифра (единица) равна десяти, вторая цифра - единице. Вообще-то, в рассматриваемом подходе “настоящим” числом является только единица (1), все остальные числа являются инструкциями по манипуляции с единицей (1), то есть могут быть получены по той или иной формуле. Сама же запись в виде числа – всего лишь кодировка.

В языке одинаковые буквы, звуки и слова, как правило, равны между собой (являются количествами), но и здесь часто наблюдается неоднозначность их прочтения в зависимости от соседства и месторасположения.

Понятие меры

Вещь, рассматриваемая как с метафизической, так и с диалектической позиций, за время своего существования претерпевает определенные качественные изменения, оставаясь условно количественно неизменной. Она существует в области определения (определенности) и ее количество равно 1. Если при определенном накоплении качественных изменений (как правило, незначительных) вещь выходит за пределы своей количественной определенности (за область определения), то есть ее уже нельзя отождествить с нею самой как в метафизическом, так и в диалектическом аспекте, количество вещи становится равным 0. Для разграничения этих состояний объекта имеет смысл пользоваться понятием меры, которая является границей качественных изменений, выводящих вещь из ее количественной определенности.

Правомерность использования сложившейся терминологии. Количественное определение качественных изменений

Как отмечалось выше понятия “качественного” и “количественного” приложимо ко всем объектам и вещам мира. Если мы те небольшие качественные изменения вещей, которые с ними происходят, приведем из состояния качественной определенности в состояние количественной определенности, то есть перестанем учитывать разницу между отдельными свойствами или изменениями отдельных свойств обозначив их количествами – единицами, то можно будет говорить о количественном изменении вещей. В этом случае формулировка закона “перехода количества в качество” приобретает определенный смысл. Последний заключается в том, что накопление количественных изменений (как одного типа, например, массы или габаритов, так и разных типов, например, массы, габаритов, хрупкости и т.п.) приводит к такому качественному изменению вещи, что она выходит за рамки своей определенности, фактически перестает существовать.

На наш взгляд "новая" формулировка этого закона как “закона о переходе малых качественных изменений в большие” (все течет, все изменяется) ничуть не хуже первоначальной.


Продолжение следует

Хрестоматийная часть

В качестве иллюстрации понимания категорий качества и количества Гегелем приведем отрывок из

Гегель “Наука логики”:

“... Всеобщее деление бытия.

Бытие, во-первых, определено вообще по отношению к иному.

Оно, во-вторых, определяет себя внутри самого себя. В-третьих, если отбросить это предварительное деление, бытие есть та абстрактная неопределенность и непосредственность, в которой оно должно служить началом.

Согласно первому определению бытие отделяет себя от сущности, показывая в дальнейшем своем развитии свою тотальность лишь как одну сферу понятия и противопоставляя ей как момент некоторую другую сферу.

Согласно второму определению оно есть сфера, в которую входят определения и все движение его рефлексии. В ней бытие полагает себя в трех следующих определениях:

I. как определенность, как таковая: качество; (полная определенность – авт)

II. как снятая определенность: величина, количество; (вырожденная определенность, вырожденное качество – авт.)

III. как качественно определенное количество: мера. (качественные изменения не выводят вещь за пределы ее количественной определенности – авт.)

Это деление, как сказано во введении относительно всех этих делений вообще, есть только предварительное перечисление. Его определения должны еще возникнуть из движения самого бытия, дать себе через это движение дефиницию и обоснование. Об отклонении этого деления от обычного перечня категорий, а именно как количества, качества, отношения и модальности, которые, впрочем, у Канта, надо полагать, служили только заглавиями для его категорий, а на самом деле сами суть категории, только более всеобщие, - об этом отклонении здесь не стоит говорить, так как все изложение покажет, каковы вообще наши отклонения от обычного порядка и значения категорий.

Здесь можно отметить лишь следующее: определение количества обычно приводят раньше определения качества, и притом это делается, как в большинстве случаев, без какого-либо обоснования. Мы уже показали, что началом служит бытие, как таковое, значит, качественное бытие. Из сравнения качества с количеством легко увидеть, что по своей природе качество есть первое. Ибо количество есть качество, ставшее уже отрицательным; величина есть определенность, которая больше не едина с бытием, а уже отлична от него, она снятое, ставшее безразличным качество. Она включает в себя изменчивость бытия, не изменяя самой вещи, бытия, определением которого она служит; качественная же определенность едина со своим бытием, она не выходит за его пределы и не находится внутри его, а есть его непосредственная ограниченность. Поэтому качество как непосредственная определенность есть первая определенность, и с него следует начинать.

Мера есть отношение (Relation), но не отношение вообще, а определенное отношение качества и количества друг к другу; категории, которые Кант объединяет под названием "отношение", займут свое место совсем в другом разделе. Меру можно, если угодно, рассматривать и как некоторую модальность. Но так как у Канта модальность уже не есть определение содержания, а касается лишь отношения содержания к мышлению, к субъективному, то это - совершенно чужеродное, сюда не принадлежащее отношение.

Третье определение бытия входит в раздел о качестве, ибо бытие как абстрактная непосредственность низводит себя до единичной определенности, противостоящей внутри его сферы другим его определенностям.

ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ (КАЧЕСТВО) (BESTIMMTHEIT (QUALITAT))

Бытие есть неопределенное непосредственное (unbestimmte Unmittelbare). Оно свободно от определенности по отношению к сущности, равно как и от всякой определенности, которую оно может обрести внутри самого себя. Это лишенное рефлексии бытие есть бытие, как оно есть непосредственно лишь в самом себе.

Так как оно неопределенно, то оно бескачественное бытие. Однако в себе ему присущ характер неопределенности лишь в противоположность определенному или качественному. Но бытию вообще противостоит определенное бытие, как таковое, а благодаря этому сама его неопределенность составляет его качество. Тем самым обнаружится, что первое бытие есть определенное в себе и что, следовательно,

во-вторых, оно переходит в наличное бытие, есть наличное бытие, но это последнее как конечное бытие снимает себя и переходит в бесконечное соотношение бытия с самим собой,

переходит, в-третьих, в для-себя-бытие...”.

 

Hosted by uCoz