смысловые
и логические формы как модели мира
Галкин В.П.
Чувашский
государственный университет им. И.Н.Ульянова
Описание вопроса, рассматриваемого в статье, проведем в
рамках диатропической модели познания и, соответственно, действия, описанной,
например, в работе Ю.В.Чайковского [1], рассматривающей мир в его многообразии
и абсолютном вероятностном движении. Датропическая модель познания имеет
рекурсивную форму и не предлагает точных, фиксированных, статических, раз и
навсегда данных определений и/или моделей исследуемых объектов и инструментария
исследования. В динамическом быстроменяющемся мире эта модель, требуя
специфической технологии применения, представляется наиболее ему адекватной.
Статья является некоторым итогом попытки разработки одного из элементов
технологии диатропического моделирования мира, к которой, в условиях
информационного шума, предъявляется требование минимизации моделей и технологии
их получения. Ядром метода является путь «проб и ошибок», которым
приходится создавать чаще всего «здесь и сейчас» создавать (генерировать)
управляющие сигналы – информацию. Философская направленность работы, попытка
«заглянуть за горизонты наук», определяет форму подачи материала – открытость и
определенную недосказанность.
Проблема понимания места смысла
в процессе моделирования мира до настоящего времени остается актуальной,
несмотря на то, что как отмечает А.И.Новиков в своей работе [2]: «…предпринимались
неоднократные попытки исключить смысл из сферы научного анализа». Относительно
подробный и в тоже время краткий анализ подходов к проблеме смысла, как с
философских, так и с лингвистических позиций, данный им в указанной работе,
позволяет считать проблему понимания смысла находящейся в развитии и требующей
очередного проективного исследования.
Основными средствами целенаправленного ориентирования человека в окружающем мире являются логические и смысловые формы сознания, мышления и языка – последнего, как совокупности моделей выделенных по тем или иным критериям частей мира.
Можно считать, что осознанно отношения между вещами в целом изучает наука логика, включающая в себя как составляющие такие частные компоненты как философию, математику, теологию и некоторые другие, которая представляет их в логических формах – отношениях. Предложения – возможности, предоставляемые нам миром. Предложения в языке – это также и описания этих возможностей, и сами возможности, но уже как составляющие языка, а не описываемого им мира.
В контексте настоящей темы для определенности, под языком
будем понимать всю совокупность целенаправленных действий, совершаемых
человеком разумным и возникающих при этом доступных осознанному восприятию
ситуаций. То есть сам вербальный язык и осознанное мышление являются некоторыми
составляющими «метаязыка» Мира – суммы
технологий человечества, его действий. Термин «сумма технологий» представляется наиболее удачным как иллюстрация
всей совокупной деятельности человечества, в которой язык является всего лишь
подмножеством. Ст.Лем в своей философской работе «Сумма технологий» [3], давшей
этому термину «путевку в жизнь», рассматривая некоторые аспекты возникновения и
конструирования языка, приводит следующий образ:
«Под языком будем понимать множество состояний, выделенное из множества
«всех возможных состояний»,
то есть подмножество этого последнего множества, в котором совершен отбор по принципу
какого-то «нечто» (некоего X). Для данного языка Х - это переменная, принимающая различные значения
в определенных пределах.
О каком «подмножестве состояний» идет речь? Мы сэкономим немало слов, обратившись к примеру.
Иное такое подмножество, уже не языковое, содержит всевозможные траектории тел в солнечной
системе. Хотя множество таких
траекторий бесконечно, легко заметить, что они не являются произвольными (невозможны,
например, квадратные траектории). Тела ведут себя так, словно на их движения наложены определенные о_г_р_а_н_и_ч_е_н_и_я... Всевозможные
траектории движущихся в системе тел, равно как и тел, которые могут быть
когда-либо введены в систему, - это не то же самое, что упомянутое пространство
с его ограничивающими свойствами...
Аналогично этому в лингвистике различают
высказывания («траектории») и язык (нечто вроде «языкового поля»). Аналогию можно
продолжить. Как гравитационное поле ограничивает тела в их движении, так и «языковое
поле» ограничивает «траектории» высказываний…
Напрашивается
вопрос: каким же, собственно, образом существуют «поля» - языковые и гравитационные?
Это каверзный вопрос, связанный с «онтологическим статусом» исследуемых явлений.
Движения тел и речевая артикуляция существуют наверняка, но точно ли таким образом
они существуют, как гравитация и язык…».
Рассмотрение представленного Лемом образа позволяет
предложить некоторую другую минимизированную обобщающую сказанное им модель. Видно,
что в первом приближении язык является наиболее полной доступной нам моделью
мира, в которой выделенным частям мира – вещам и отношениям между ними –
первичным логическим формам, которые также являются вещами, соответствуют вторичные
логические формы – его компоненты:
лексика, грамматика, отношения, смыслы и другие предложения.
Представляется, что краеугольным камнем, позволяющим языку
описывать (моделировать) мир, является способность нести в высказываниях не
только те или иные логические формы – логику, но, прежде всего смысл, который следует отличать также и
от другого не менее неопределенного компонента теории ориентирования
информации. Высказывания и предложения,
в том числе сделанные Миром, лишенные смысла, не могут быть использованы
для целей ориентирования «здесь и сейчас» как управляющий сигнал, но только как
данные, на основании которых, естественным путем, может быть создано, конечно,
другое несущее информацию и имеющее смысл предложение. Но, как и в случае любых
других бытийных языковых и неязыковых оснований, это будет уже смысл другого, а
не данного предложения.
Положение вещей таково, что пользователя (действующего субъекта)
интересуют в первую очередь составляющие основу вырабатываемого им
управляющего информационного сигнала смыслы, а не сами предложения, хотя сутью
событий, в которых ему приходиться ориентироваться, являются именно
предложения.
Основная причина этого, как показано в процитированном
отрывке из работы Лема, заключается в том, что предложение делается миром в
неявном виде и может быть как безотносительным, когда перед субъектом нет
выбора, возможности отказаться от предложения, так и относительным
(вариабельным), позволяющим субъекту в небольших пределах изменять судьбу вещей
и свою собственную. Первые предложения находятся за пределами возможного действия
субъекта, и, соответственно, сферы его возможных интересов (эволюционно это
формирует невозможность их восприятия организмом). Вторые, несмотря на их
малочисленность и ограниченность, составляют фактически полный круг его
интересов. Природа живого заключается в совершении альтернативного действия, то
есть в возможности «выбора» из нескольких вариантов развития событий одного.
Вот этим выбором организм субъекта и занимается. «Подводная» не вариабельная
часть мира, не являющаяся объектом действия субъекта, организмом не
воспринимается в силу невозможности осуществления механизма «обратной связи» – «удар
в пустоту». Говоря другими словами, организм конкретного индивидуума
ориентируется исходя из некоторых начальных условий, обусловленных эволюционным
развитием не только его самого, но и вида.
Варианты возможных действий объекта в мире наука (физика,
например) определяет как «степени свободы», которым в языковой модели мира
соответствует то, что может быть определено как смысл(ы). Сказанное описывается
схемой: «степень свободы явления в мире – смысл в его моделях:
мышлении и языке».
Всю совокупность вариантов необходимых и возможных действий
индивидуума – степеней его свободы, в нашей модели мира определяет то, что мы позиционируем как смысл его существования. Как индивидуум сам определяет смысл своего земного существования – это прерогатива
самого индивидуума. Представляется, что более общий термин «степень свободы»
точнее отражает связь понятия «смысл»
с Миром, чем «траектория».
Ядром системного языка любого мышления можно считать совокупность
(язык) «тесно связанных смыслов и логических отношений». Представляется, что
мировые ситуации в процессе жизнедеятельности кодируются доступным образом в
информационной «машине», каковой является, например, мозг животного, в виде
моделей не только логических отношений, но и смыслов, которые создают поле предпочтительных
алгоритмов действий. Смысловая модель, являющаяся «вершиной» логической, и
представляющая собой суть высказывания (предложения), может быть переведена
далее на любой другой язык непосредственного управления – действия.
Другие начальные размышления, по формированию рассмотренного
в настоящей статье отношения смысл-мир, рассмотрены в работе [4]. Там же
рассмотрены и некоторые ранее предложенные отношения между смыслом и верой – другим
необходимым элементом механизма ориентирования.
Настоящую статью, выполненную в рамках деятельности НИУМП
ЧувГУ «Лаборатория проблем цивилизации», изучающей медленные и малозаметные
процессы в человеке и обществе, предпочтительно осмысливать совместно с
указанными в списке литературы работами.
С работами автора, в которых ранее рассмотрены другие
варианты вышеизложенных соображений, можно ознакомиться также на сайте kureda.narod.ru. – НИУМП «Лаборатория проблем цивилизации» Чувашского
государственного университета им. И.Н.Ульянова.
Литература
1. Чайковский Ю. В. Познавательные модели, плюрализм
и выживание // Международный философский журнал «Путь» №1,
2. Новиков А.И. Смысл: семь дихотомических признаков // РОО »Мир Науки и Культуры»,
ISSN 1684-9876 – Интернет ресурс: http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1154153&uri=index.htm
3. Лем Ст. Сумма технологий / Перевод с польского – М.: Изд.
«Мир»,
4. Галкин В.П. Обеспечение жизнедеятельности человека и
общества в современном мире: конспект лекций к разделу ФИЛОСОФИЯ: ИНТЕЛЛЕКТ,
НАУКА И ДИАЛЕКТИКА (введение в философию). Контекстное учебно-методическое
пособие к циклу «Человек в современном мире». Медицина, право, социология,
философия, экология (переработано и дополнено) / Чебоксары, 2003. – 160 с.