ТРЕБОВАНИЯ

к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра

(второй уровень высшего профессионального образования)

 

2.2. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин.

2.2.1. Требования по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Бакалавр должен:

 

 

 

3. Обязательный минимум содержания образовательной программы по направлению 550700 – Электроника и микроэлектроника

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего

часов

1

2

3

ГСЭ.00

Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

1800

ГСЭ.01

Философия:

роль философии в жизни человека и общества, исторические типы философии; человек во Вселенной; философская, религиозная и научная картина мира; природа человека и смысл его существования; познание, его возможности и границы; знание и вера; общество; многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта; человек в мире культуры, Запад, Восток, Россия в диалоге культур; личность; проблемы свободы и ответственности; человек в информационно-техническом мире; роль научной рациональности в развитии общества; проблемы и перспективы современной цивилизации; человечество перед лицом глобальных проблем.

 

 

 

 

ПРОГРАММА ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

  1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.

1. Вечные проблемы в отношениях человека к миру. Видение мира в "человеческих измерениях"

2. Особенности философского мышления. Спекулятивность и парадоксальность.

3. Основные функции Философии: онтологическая, гносеологическая и методологическая.

4. Мировоззрение и научная картина мира.

П. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ.

  1. Материализм, его история и разновидности.
  2. Идеализм и его разновидности.
  3. Классическая немецкая философия.

  1. МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР.

  1. Сущность материи.
  2. Основные подходы к проблеме материи. Материальный мир. Система мира.
  3. Вселенная. Теория большого взрыва. Теологические притязания. Антропный принцип.
  4. Человек, пространство и время.

  1. МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ.

1. Движение, изменение и развитие как способы существования материи.

2. Статистическая и динамическая модели Вселенной.

3. Классификация форм движения, изменение и развитие материи и ее методологическое значение.

V. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛЬНОСТИ.

  1. Вещь, свойство и отношение.
  2. Объективная и виртуальная реальность.
  3. Реальное и идеальное.

VI. ПРИРОДА ДУХОВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

1. Интроспективная феноменология психики.

2. Душа и тело. Монизм, дуализм и интеракционизм.

3. Эволюция форм отражения.

4. Информационная природа психического отражения.

5. Знания и переживания. Смысл и значения.

6. Действенность психики. Проблемы психической детерминации.

VII. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ.

1. Сознание как продукт социальной эволюции.

2. Интенциональность сознания.

3. Рефлексивность и диалогичность сознания.

4. Подсознание (Аристотель, Лейбниц и Фрейд).

5. Общественное сознание. Третий мир. (К.Поппер).

VIII. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА. ПРАКТИКА.

  1. Проблема духовности.
  2. Свобода воли.
  3. Поиск смысла жизни.
  4. Практика как проекция человеческой сущности.

IX. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.

1. Познание как отражение действительности.

2. Единичное и общее. Чувственное и рациональное в познают.

3. Принципы как регулятивы познания.

4. Проблема истины.

5. Критерии истины.

6. Конкретность истины.

7. Рассудок и разум. Здравый смысл и научная теория.

X. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ.

1. Эволюция и развитие.

2. Возможность, действительность и вероятность.

3. Телеологическая и вероятностная концепция эволюции. Проблема прогнозирования.

XI. ТЕОРИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ.

1. Онтология всеобщей универсальной связи.

2. Многообразие связей, закон и закономерность.

3. Взаимосвязь, содержание и формы.

4. Принцип системности в познании.

XII. ВЗАИМОСВЯЗЬ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.

1. Количество и качество.

2. Принцип меры.

3. Познание качества через его количественные характеристики.

4. Надежность через избыточность.

5. Избыточность и экономичность.

XIII. САМОДВИЖЕНИЕ.

  1. Принцип дополнительности. Закон непротиворечия в логике. Единство противоположностей как онтологический принцип.

2. Самодвижение как способ разрешения противоречия.

3. Социальные я межличностные конфликты.

4. Проблемная ситуация и теория игр.

XIV. ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ.

1. Понятие отрицания.

2. Модель спиралео6разного развития.

3. Тезис. Антитезис и синтез.

4. Прикладное значение отрицания отрицания.

XV. ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА.

1. Причина и следствия.

2. Явления и сущность.

3. Случайность и необходимость.

4. Волюнтаризм, фатализм и авантюризм.

XVI. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.

1. Особенности научного познания (объективность, социальность, открытость, профессиональность, практическая результативность)

2. Формы научного познания. Проблема, научный факт, гипотеза и теория.

3. Методы научного познания. Анализ и синтез. Проекции и инварианты.

4.Индукция и дедукция.

5. Формализация и моделирование.

6. Восхождение от абстрактного к конкретному.

XVII. XX ВЕК: СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ.

Составитель программы: Зав. кафедрой, доктор филос. наук, профессор Э.З.Феизов

Вопросы к зачету по философии 3-4 семестры

 

1

  1. Современная цивилизация и стоящие перед ней проблемы.
  2. Основные функции Философии: онтологическая, гносеологическая и методологическая
  3. Свобода

 

2

1.Философско-экологические проблемы человечества в конце ХХ века.

  1. Реальное и идеальное.
  2. Сознание

 

3

 

  1. Философско-социальные проблемы человечества в конце ХХ века.
  2. Рассудок и разум. Здравый смысл и научная теория.
  3. Мера

4

 

  1. Философско-экономические проблемы человечества в конце ХХ века.
  2. Знания и переживания. Смысл и значения.
  3. Общее

 

5

1.Жизненный цикл человека, человек и общество.

2. Вселенная. Теория большого взрыва. Теологические притязания. Антропный принцип.

3. Следствие

 

6

 

  1. Проблемы современного образования
  2. Классификация форм движения, изменение и развитие материи и ее методологическое значение.
  3. Познание

 

7

  1. Проблема “маленького человека”.
  2. Основные подходы к проблеме материи. Материальный мир. Система мира.
  3. Система

8

 

 

  1. Философия и ее кризис. Особенность философских знаний. Сложность изучения философии.
  2. Телеологическая и вероятностная концепция эволюции. Проблема прогнозирования.
  3. Свойство

9

 

 

  1. Информационные системы: клетка, организм, общество. Механизм “передачи информации”. Особенности передачи информации между уровнями
  2. Душа и тело. Монизм, дуализм и интеракционизм.
  3. Возможность

 

10

 

  1. Категории философии, язык и мышление.
  2. Материализм, его история и разновидности
  3. Явление

11

 

  1. Особенности использования хранящейся в памяти информации и основные типы памяти.
  2. Проблема духовности. Свобода воли.
  3. Действительность

12

 

1. Философские и логические задачи: переходы между ними..

  1. Вещь, свойство и отношение. Объективная и виртуальная реальность.
  2. Материя

13

 

 

  1. Формы мышления: линейное, плоскостное и объемное мышление.
  2. Статистическая и динамическая модели Вселенной.
  3. Движение

14

 

 

  1. Критическое, традиционное и догматическое мышление. Самостоятельное и несамостоятельное мышление.
  2. Человек, пространство и время.
  3. Качество

15

 

  1. Непрерывность мира. Отношение между реальностью и возможностью.
  2. Движение, изменение и развитие как способы существования материи
  3. Пространство

16

 

  1. Понятие вещи. Базовые категории философии. Интеллектуальные модели (категории).
  2. Идеализм и его разновидности.
  3. Время

17

 

  1. Феномен человека и его интеллекта. Алгоритм передачи информации.
  2.  Особенности философского мышления. Спекулятивность и парадоксальность.
  3. Количество

18

 

 

  1. Структура интеллекта и личности.
  2. Вечные проблемы в отношениях человека к миру. Видение мира в "человеческих измерениях"
  3. Противоречие

19

 

 

  1. Классификация наук. Философия в системе естественных, технических и гуманитарных наук.
  2. Случайность и необходимость. Волюнтаризм, фатализм и авантюризм.
  3. Закон

20

 

  1. Свойство - проявление сущности вещи.
  2. Познание качества через его количественные характеристики
  3. Необходимость

21

 

 

  1. Цивилизация и культура: общее и различия.
  2. Самодвижение как способ разрешения противоречия.
  3. Случайность

 

 

22

 

  1. Мораль и практика. Правда и ложь.
  2. Восхождение от абстрактного к конкретному.
  3. Форма и содержание

23

 

  1. Особенности мышления человека. Типы мышления. Сознание и подсознание.
  2. Принцип системности в познании
  3. Правда и ложь

24

 

 

  1. Системы познания (мышления): схоластическая, механистическая, статистическая, системная и диатропическая.
  2. Поиск смысла жизни. Практика как проекция человеческой сущности
  3. Взаимосвязь, содержание и форма.

25

 

  1. Общественные и негуманоидные процессы. Общественный кризис в IX -XX вв.
  2. Формы научного познания. Проблема, научный факт, гипотеза и теория.
  3. Явления и сущность.

26

 

 

  1. Категории бытия, основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания.
  2. Чувственное и рациональное в познании.
  3. Причина и следствия.

27

 

  1. Мировоззрение, мироощущение, миропонимание.
  2. Единство противоположностей как онтологический принцип.
  3. Принцип меры.

28

 

  1. Восстание масс. Идея правового общества, права человека: теория и практика.
  2. Эволюция и развитие.
  3. Количество и качество.

29

 

 

  1. Информационный шум, его причины и возможные негуманоидные последствия. Методы борьбы с информационным шумом.
  2. Эволюция форм отражения.
  3. Единичное и общее.

30

 

  1. Диалектическое мышление. Методы ведения спора.
  2. Проблема истины. Критерии истины. Конкретность истины.
  3. Возможность, действительность и вероятность

Систематическая философия.

(50 часов - лекции, 34 часа – практические занятия, 45 часов – самостоятельная работа)

Тема 1. Предмет философии, ее отличие от других наук, классификация наук (естественные, инженерные и гуманитарные науки). Философия в современном мире (характеристика современного мира, глобальные проблемы). Трудности изучения философии, ее кризис и необходимость. Методика изучения философии. (4 часа)

Тема 2. Понятие об информационных системах; структура мира (вселенная – микромир - общество). Структура интеллекта (память, разум, воспитание и информация); герменевтика, язык (слово) его смысл и значение, алгоритм передачи информации; основные трудности и следствия его применения. (4 часа).

Тема 3. Основные функции философии (онтологическая, гносеологическая, аксиологическая), место философии среди других наук; философская логика, диалектическая логика, формальная логика. Понятие о ценностях. Структура лжи: заказная статья. Аргументы первого и второго рода. (4 часа).

Тема 4. Работа В.И. Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”. Основные теории мироустройства. Основные понятия марксистско-ленинской философии. Системы познания: схоластическая, механистическая, статистическая, системная, диатропическая. (2 часа).

Тема 5. Основные философские категории: бытие, материя, время, движение, свойство, форма и содержание, возможное, необходимое и т.п.– их определение; вера, значение и смысл. Опережающее отражение действительности. Сверхмедленные процессы. (4 часа).

Тема 6. Знание и понимание: абсолютная и относительная истина, эффект попугая… Общественно-, профессионально- и личностно-значимые знания и науки. Негуманоидные системы и процессы. Философия общества. Цивилизаци и культура. (2 часа).

Тема 7. Философия древности и средневековья. Диалектика и ее основные законы: перехода количества в качество, отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей. Закон всеобщей связи. Антропный принцип. (2 часа).

Тема 8. Критерии истины, знаний (практика – что это такое?). Понятие вещи ее сущность и свойства, единичные системы. Аналогии. Основные философские течения древности: материализм, идеализм, дуализм, интеракционизм, агностицизм, солипсизм и т.п. (4 часа).

Тема 9. Философия современности и современные философские течения и философы: Кант, Гегель, Фрейд, Ортега-и-Гассет, Г. Бейтсон, Дж. Сорос, Кропоткин и др. (6 часов).

Тема 10. Элементы прикладной философии и культуры мышления. (человек, философия и наука об обществе в современном мире: экономике, социологии, политике) (6 часов).

Тема 11. Философские проблемы современной физики. Материя и формы ее существования, категория причинности, поле и вещество. Философское значение законов сохранения и превращения. Самоорганизующиеся системы и процессы. Принцип единства симметрии и ассиметрии (хиральная чистота). (4 часа).

Тема 12. Философия власти и права. (2 часа).

Тема 13. Этические проблемы философии: правда и ложь (вера - атеизм). (2 часа)

Тема 14. Основы методологии науки: наука как специфический вид деятельности человека, фундаментальные и прикладные науки, основные категории (наблюдение, гипотеза, теория и т.п.). (4 часа).

Рекомендуемая литература

  1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч.,/ Под общ. ред. И.Т.Фролова. – М.: Политиздат, 1990. Часть 1 – 367 с. Часть 2 – 639 с.
  2. Философия: основные идеи и принципы. попул. очерк / под.ред. А.И. Ракитова. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 368 с.
  3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.: Издательская корпорация “Логос”, 1996. – 320 с.
  4. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. Учебное пособие – М.: Знание, 1998. - 304 с.
  5. Готт В.С. Философские вопросы современной физики: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1988. –343 с.

Дополнительная

  1. Галкин В.П., Попов Ю.А., Порфирьева С.А. Проблемы современности: теоретические аспекты и основы экологической проблемы, Контекстное учебное пособие к циклу “Экологические проблемы человечества”: экология, социология, философия, право. В 3 частях. – Чебоксары, 1997 г.
  2. Internet

 

Составитель: к.т.н., с.н.с. Галкин В.П.

Hosted by uCoz