Лаборатория проблем цивилизации


СБОРНИК - Образование, которое мы можем потерять

Равные возможности для всех детей

Проект программы реформ в области образования Президента Соединённых Штатов Америки Джорджа Буша1

Перевод с английского доцента А. Г. Анисимовой, доцента И. В. Гюббенет под редакцией профессора О. В. Александровой.

Федеральное правительство должно служить не системе, а детям.

Реформа образования будет основным направлением деятельности моего правительства.

Качество образования, предлагаемого нашими государственными школами, непосредственно касается нас всех — как родителей, как учащихся и как граждан своей страны. Тем не менее, многие дети в Америке поставлены в неравные условия из-за заниженных требований, безграмотности и сомнения в собственных силах. В постоянно меняющемся мире, где от работников требуется владение всё более сложными навыками, детям в буквальном смысле не находится места.

Так быть не должно.

Подобная задача вполне достижима. Если наша страна не сможет дать образование каждому ребёнку, скорее всего, нас постигнут неудачи и во многих других областях. Но если мы будем успешно работать в сфере обучения нашей молодёжи, нас ожидают значительные успехи, влияющие как на жизнь всей страны, так и отдельных её граждан.

В данном проекте представлена часть моей программы реформ в сфере образования. Хотя в нём и не рассматриваются все аспекты программы реформ, которую я планирую предложить, данный проект может служить основой нашей — демократов, республиканцев и независимых политиков — совместной деятельности, направленной на улучшение работы начальных и средних школ. Все эти реформы основываются на моей глубокой уверенности в состоятельности наших государственных школ и их способности развивать в интеллектуальном плане и формировать личность каждого ребёнка, любого происхождения и из любой части страны. Я также с удовольствием буду работать с любым членом конгресса, который захочет предложить свои идеи по достижению наших общих целей.

Я с нетерпением ожидаю начала нашей совместной работы с конгрессом, целью которой является предоставление равных возможностей всем детям.

Краткое изложение программы

"В цивилизованном мире, если народ хочет быть одновременно невежественным и свободным, он хочет того, чего никогда не было и не будет" — Томас Джефферсон, 1816 г.

Изменение роли федеральных властей в образовании с целью предоставления равных возможностей всем детям

В то время как Америка вступает в XXI век, полная надежд и грандиозных планов, слишком многие из наших наиболее нуждающихся учащихся не могут получить полноценное образование.

Сегодня, согласно результатам государственных экзаменов по чтению, почти 70 процентов детей, живущих в старых районах городов, по окончании четвёртого класса не обладают даже элементарными навыками чтения. При проведении международных тестов по математике выясняется, что наши ученики выпускных классов средней школы отстают от учащихся Кипра и ЮАР. И почти треть первокурсников колледжей обнаруживают, что им необходимо пройти дополнительный курс обучения прежде, чем они смогут приступить к занятиям.

Несмотря на то, что образование входит, прежде всего, в сферу ответственности властей отдельных штатов и местной администрации, на федеральном правительстве также частично лежит ответственность за то, что оно не смогло предотвратить возникновение такой ужасающей ситуации. В настоящее время федеральное правительство не уделяет достаточного внимания поощрению успехов и наказанию за недоработки в нашей системе образования.

Мы столкнулись с настоящим национальным кризисом. Мы всё больше и больше делимся на две нации. На тех, кто читает, и тех, кто не умеет читать. На тех, кто мечтает, и тех, кто не может мечтать

С 1965 года, когда федеральное правительство начало разрабатывать свою первую значительную программу в сфере начального и среднего образования, федеральная политика оказывала существенное влияние на американскую школу. В течение этих лет конгресс принял сотни программ, нацеленных на решение проблем образовательной системы, не интересуясь тем, способствовали ли они достижению желаемых результатов, и как они повлияли на решение проблем на местах. Подобных решений — "программа для каждой проблемы" — становилось всё больше, и сегодня существуют сотни программ в сфере образования, находящихся в компетенции 39 федеральных агентств, на которые затрачивается 120 миллиардов долларов в год. Тем не менее, потратив миллиарды долларов на образование, мы не смогли обеспечить соответствующий его уровень. Различия в знаниях, полученных богатыми и бедными, белыми американцами и национальными меньшинствами не только значительны, но и постоянно увеличиваются.

Эти неутешительные результаты привели некоторых к мысли о том, что федеральные власти не должны вмешиваться в образование. Другие предлагают просто внедрить новые программы в старую систему. Несомненно, должен существовать и другой выход — решение, которое предполагает более эффективное участие федеральных властей. Основные задачи, указанные ниже, основываются на представлении о том, что предприятие работает лучше всего тогда, когда сфера ответственности сотрудников наиболее близка к основной деятельности предприятия, когда ответственным за его работу предоставляется наибольшая свобода действий и поддержка, и когда они обязаны отчитываться за результат своей деятельности. Данный проект по системе образования:

  • Усилит систему ответственности за знания учащихся. Штаты, округа и школы, добившиеся улучшения результатов, будут вознаграждены. К тем, кто не справляется с работой, будут применяться санкции. Родители будут иметь возможность узнать, как учится их ребёнок, и школы будут проходить проверку на эффективность их работы путём ежегодных экзаменов по чтению и математике в 3-8 классах.
  • Будет сконцентрирован на эффективных методах работы. Деньги, выделяемые федеральным правительством, будут тратиться на эффективные программы и методики, основанные на результатах научных исследований. Будут выделены средства на улучшение школ и повышение качества преподавания.
  • Будет противодействовать бюрократии и способствовать гибкости. Штатам и округам будет предоставлена возможность действовать более индивидуально, а на местах станет возможным более гибкое расходование средств.
  • Предоставит большие возможности родителям. Родители смогут получать больше информации об уровне школы, в которую ходит их ребёнок. Учащиеся школ, систематически демонстрирующие низкий уровень обучения, получат возможность перехода в другую школу.

Несмотря на то, что эти задачи не предполагают реформ в каждой федеральной образовательной программе, они представляют общие принципы изменения Акта о Начальном и Среднем Образовании (АНСО) и определяют связь федеральных средств с конкретными задачами работы для обеспечения более высоких результатов. Детальное описание других программ и задач будет представлено позднее\footnote{Данная программа предлагается в рамках нового законодательства. В настоящем Акте о Начальном и Среднем Образовании есть программы и методики, которые не рассматриваются в данном проекте. Предложения, отмеченные в данном документе звездочкой, будут рассматриваться отдельно от АНСО.. Основные задачи данного проекта включают семь направлений:

  • Улучшение обучения малоимущих учеников
  • Повышение уровня работы преподавателей
  • Помощь учащимся, плохо говорящим по-английски
  • Информирование родителей, помощь им в выборе школы и внедрение новых программ
  • Развитие безопасных школ XXI века
  • Увеличение финансирования программ
  • Развитие свободы и ответственности

Школам и округам, испытывающим материальные трудности, будут предоставлены дополнительные средства. Штаты и округа получат возможность самостоятельно определять методы достижения целей, но в случае, если они не смогут добиться результатов, они потеряют средства.

В Америке ни один ребёнок не должен остаться "за бортом". Каждый ребёнок должен получить образование, соответствующее его или её способностям. Данный проект формулирует предложенные президентом методы достижения этой цели. Правительство будет работать совместно с конгрессом, чтобы обеспечить его выполнение быстро и с учётом мнений всех партий.

Стратегия

Программа правительства по реформе образования состоит из следующих основных компонентов, многие из которых будут внедряться в процессе пересмотра Акта о Начальном и Среднем Образовании (АНСО):

Уменьшение различий в уровне образования в результате обучения:

  • Ответственность и высокие стандарты. Штаты, округа и школы должны нести ответственность за то, чтобы знания всех учащихся, включая малообеспеченных, соответствовали высоким стандартам обучения. Штаты должны разработать систему поощрений и взысканий, чтобы обеспечивать ответственность округов и школ за улучшение показателей обучения.
  • Ежегодная оценка знаний. Ежегодные экзамены по чтению и математике дадут родителям необходимую информацию о том, как учатся их дети в школе, и о том, как школа обучает их детей. Кроме того, ежегодные данные о положении в школе являются ключевым инструментом для постоянного улучшения качества преподавания. Располагая временем, необходимым для планирования и внедрения подобных программ, каждый штат может выбрать и разработать методы оценки по своему усмотрению. Кроме того, некоторое количество учащихся от каждого штата будет проходить ежегодную оценку в соответствии с программой Государственной Оценки Развития Образования (ГОРО) для 4 и 8 класса по чтению и математике.
  • Меры, принимающиеся в отношении школ, неспособных обучать малоимущих. Школам, которые не смогут добиться ежегодного улучшения результатов малоимущих учеников, сначала будет предоставляться помощь, если они и после этого не будут справляться с данной задачей, впоследствии к ним будут применяться санкции. Если школа не в состоянии улучшить показатели обучения в течение трёх лет подряд, малоимущие ученики смогут использовать средства, указанные в главе I, чтобы перейти в лучшую государственную или частную школу или получить дополнительные услуги по образованию от выбранных ими организаций или лиц.

Повышение грамотности при особом внимании к чтению:

  • Развитие навыков чтения в начальных классах. Штаты, которые смогут разработать всеобъемлющую программу обучения детей чтению с детского сада до второго класса, основанную на результатах научных исследований, будут иметь право получать субсидии в рамках новой программы "Чтение — прежде всего".

Обучение чтению в раннем возрасте.

Штаты, участвующие в программе "Чтение — прежде всего", смогут получить средства в рамках новой программы обучения чтению в раннем возрасте на разработку научно обоснованных методик обучения навыкам, необходимым для чтения, в дошкольных учреждениях.

Увеличение гибкости, противодействие бюрократии:

  • Гибкость системы, описанной в Главе I. Большее количество школ сможет работать в соответствии с программами школьного обучения, указанными в Главе I и объединять федеральные средства с местными, чтобы повысить уровень школы.
  • Увеличение средств, предоставляемых школам на закупку оборудования. Различные программы финансирования в этой области будут объединены, и средства будут предоставляться по мере необходимости школам через штаты и округа. Таким образом школам больше не придется подавать многочисленные заявки на субсидии и преодолевать связанные с этим административные трудности, чтобы получить средства на оборудование.
  • Противодействие бюрократии. Частично совпадающие друг с другом и дублирующие друг друга программы предоставления средств будут объединены и отправлены в отдельные штаты и округа.

Федеральное правительство должно проявить мудрость и дать отдельным штатам и округам больше полномочий и свободы. В то же время, оно должно быть достаточно сильным, чтобы контролировать качество их работы.

Новые возможности индивидуального подхода для штатов и местных властей. Штаты и округа, в которых будут проводиться данные реформы, смогут получить разрешение на индивидуальную работу. Согласно этой программе, такие штаты и округа будут освобождены от точного соблюдения всех требований программ в обмен на подписание договора, рассчитанного на пять лет, с министерством образования, предусматривающего для них определенные обязательства по качеству работы и особо строгие стандарты отчётности.

Поощрение успешной работы и наказание за недоработки:

  • Поощрения за снижение различий в знаниях, полученных различными категориями учащихся. Штаты, успешно работающие в данной области, где эти различия уменьшаются и общая успеваемость учащихся повышается, получат поощрения.
  • Поощрения за соответствие требованиям. Каждый штат сможет получить единовременную премию, если он сможет организовать необходимые формы отчётности, включая проведение ежегодного контроля знаний в 3-8 классах, в течение двух лет с момента вступления данного плана в силу.
  • Поощрение школ в рамках программы предоставления равных возможностей всем учащимся. Школы, наиболее успешно работающие с малоимущими детьми, будут поощряться премиями в рамках программы предоставления равных возможностей всем учащимся.
  • Последствия неудовлетворительной работы. Министерство образования получит право сокращать средства, выделяемые штатам на административные расходы, в случае, если какой-либо штат не достигает поставленных целей и не может продемонстрировать улучшение качества образования.

Информирование родителей и помощь им в выборе школы:

  • Отчётность школ перед родителями. Родители смогут выбирать школу для своих детей, основываясь на конкретной информации, предоставляемой каждой школой в отчётах об успеваемости всех групп детей.
  • Школы, вырабатывающие собственные программы обучения. Для таких школ будут выделяться специальные средства на первоначальные расходы, оборудование и другие затраты, связанные с созданием школ высокого уровня.
  • Новые программы выбора школы и исследования в данной области. Министерство образования предоставит субсидии на разработку новых методов предоставления больших возможностей выбора родителям, а также исследования результатов подобной практики.

Улучшение качества преподавания:

  • Все учащиеся должны обучаться квалифицированными преподавателями. Штатам и местным властям будет предоставлена большая свобода в расходовании средств, чтобы они смогли обратить особое внимание на повышение уровня работы преподавателей. Власти штата должны будут проконтролировать, чтобы все дети обучались преподавателями достаточно высокой квалификации.
  • Выделение средств на эффективные методы работы. Будут установлены высокие стандарты профессионального развития, чтобы средства, выделяемые федеральным правительством, способствовали проведению научно обоснованной, эффективной работы в классе.
  • Повышение уровня преподавания математики и естественных наук. Преподавание математики и естественных наук в школе будет улучшено за счёт программ сотрудничества с высшими учебными заведениями, направленных на совершенствование преподавания и учебных программ.

Повышение безопасности школ XXI века:

  • Защита учителей. Учителя получат право удалять с урока агрессивных или неконтролируемых учащихся.
  • Повышение безопасности школы. Школам будут выделены дополнительные средства на повышение безопасности и предотвращение употребления наркотиков во время и после занятий. При работе с учащимися во внеклассное время власти штатов смогут привлекать к сотрудничеству религиозные и другие общественные организации.
  • Перевод учащихся из небезопасных школ. Жертвы преступлений, имевших место в школах, или учащиеся школ, в которых существует постоянная угроза их здоровью, получат возможность перейти в другую школу. Власти штатов должны информировать родителей и общественность об уровне безопасности той или иной школы.
  • Поддержка программ развития личности. Дополнительные средства будут выделяться штатам и округам на обучение преподавателей методам работы с учащимися по развитию их личности.

Достижение равноправия путём установления высоких стандартов и ответственности

Глава I
Часть А: Уменьшение различий в результатах обучения обеспеченных и малообеспеченных учащихся

Общие замечания

Федеральное правительство может и обязано способствовать уменьшению различий в качестве знаний, получаемых малообеспеченными учащимися и их ровесниками.

Чтобы достичь этой цели, федеральные средства, предусмотренные в данной главе, должны расходоваться более эффективно и под более строгим контролем. Данный проект вносит изменения в существующее законодательство, обязывая штаты, округа и школы, получающие эти средства, обеспечивать высокий уровень знаний учащихся всех категорий. Школы должны установить чёткие цели и определённые критерии их достижения, основанные на оценке необходимых навыков и основных знаний. Требование ежегодного государственного контроля знаний в области чтения и математики в 3-8 классах обеспечит каждому ребёнку постоянное достижение этих целей. Ежегодный контроль знаний в каждом классе даст учителям, родителям и должностным лицам сведения, необходимые им для обеспечения академической успеваемости учащихся.

Школы, которым не удается добиться желаемых результатов, будут получать специальную помощь. Учащихся нельзя заставлять посещать школы, постоянно не справляющиеся со своей работой, они должны получить возможность перейти в школы с более высоким уровнем преподавания. Согласно этому плану, малообеспеченные учащиеся не будут вынуждены жертвовать своим образованием и будущим ради сохранения существующего положения дел.

Ответственность за успеваемость учащихся будет сочетаться с контролем на местах и индивидуальными программами для каждой школы. Если школы должны соответствовать высоким стандартам, они должны располагать определенной свободой для достижения этих стандартов.

Обзор программы

Уменьшение различий в результатах обучения обеспеченных и малообеспеченных учащихся путем предоставления штатам дополнительной поддержки и свободы действий в обмен на строгую отчётность предполагает:

Установление высоких стандартов. Большинство штатов установили свои стандарты уровня знаний для учащихся в области чтения и математики. Данный проект предусматривает, что штаты также установят высокие требования к знаниям в области истории и естественных наук.

Организация ежегодного контроля знаний для каждого учащегося 3-8 классов. Ежегодный контроль знаний в области чтения и математики даст родителям возможность узнать, как их ребёнок учится в школе, и как школа обучает их ребёнка. В течение определенного времени штаты смогут выбрать и организовать данные мероприятия по своему усмотрению. Единственное требование таково: результаты оценки знаний различных лет должны быть сопоставимы. Штатам будет дано три года на разработку и внедрение программ контроля знаний. Эта разработка будет осуществляться за счет средств, выделенных федеральным правительством.

Предоставление отчётов об успехах всех категорий учащихся. В соответствии с существующим законодательством, власти штатов должны будут обеспечить возможность ознакомления родителей с результатами оценки знаний учащихся. Чтобы подчеркнуть ответственность школ за улучшение успеваемости учащихся, эти результаты будут также опубликованы в виде статистики успеваемости в зависимости от расы, пола, уровня владения английским языком, наличия инвалидности и социально-экономического статуса.

Соответствующее ежегодное улучшение результатов обучения малообеспеченных учащихся. Согласно действующему законодательству, округа должны определять, улучшает ли определенная школа свою работу, на основании соответствия знаний ее учеников государственным стандартам знаний и умений. Тем не менее, такое положение дел не обеспечивает прогресса в обучении малообеспеченных учащихся. По данному проекту, ежегодный прогресс, определяемый штатами, будет, наряду с общими данными, особым образом учитывать обучение малообеспеченных учащихся. Данный пункт проекта повысит ответственность школ и округов за повышение качества обучения малообеспеченных учащихся и даст возможность преподавателям, родителям и общественности проследить за уменьшением различий в качестве образования.

Помощь штатам из фондов технической поддержки для улучшения работы школ с низким уровнем обучения. Штатам и округам будут предоставлены федеральные средства на улучшение их работы по предоставлению технической и иной помощи школам, признанным нуждающимися в поддержке. Техническая поддержка, оказываемая за счет этих средств, должна быть научно обоснована.

Предоставление больших возможностей школам. Школам будет предоставлено больше возможностей путем снижения порога бедности для школ с 50 процентов до 40, чтобы большее количество школ смогло использовать федеральные средства для повышения качества обучения.

Система санкций для неудовлетворительно работающих школ и округов. Школы и округа, которые не добились достаточных успехов в течение одного учебного года, определяются округом или штатом как нуждающиеся в поддержке. Сразу после этого они получат поддержку для улучшения работы:

  • Если определенная школа не смогла добиться успехов и через два года, округ должен применить по отношению к ней санкции и дать всем учащимся данной школы возможность перейти в другую государственную школу.
  • Если определенная школа не смогла добиться успехов через три года, малообеспеченные учащиеся данной школы могут использовать средства, предусмотренные в главе I, для того, чтобы перейти в государственную или частную школу более высокого уровня или получить дополнительные услуги в сфере образования. Все негосударственные учебные заведения, получающие таким образом федеральные средства, должны будут соответствовать определенным стандартам.
  • Учащиеся могут продолжать посещать выбранную ими школу в течение всего времени, когда они посещали бы школу, не справляющуюся со своей работой. Право выбора сохраняется за учащимися также в течение двух лет после того, как школа перестанет нуждаться в поддержке.
  • Для школ, которые уже были признаны нуждающимися в поддержке в соответствии с действующим законодательством, будет установлен определенный переходный период.

Система поощрений для школ и штатов, которые успешно устраняют различия в качестве обучения. Школы и штаты, которые добились значительных успехов в сокращении разрыва между учащимися различных категорий, будут поощряться премиями из фонда "Равные возможности — всем детям" и государственного фонда "Достижения в сфере образования".

Установление взысканий за неудовлетворительную работу. Штаты, неспособные обеспечить соответствующий ежегодный прогресс в обучении малообеспеченных учащихся, потеряют часть средств, выделяемых на административные нужды. Санкции будут применяться при неспособности определенного штата сократить разрыв в качестве образования по результатам контроля знаний, проводимого с 3 по 8 классы. Оценка работы штата будет подтверждаться результатами ежегодной оценки группы учащихся 4 и 8 класса в соответствии с программой Государственной Оценки Развития Образования (ГОРО) по чтению и математике.

Защита частных школ и обучения на дому. Федеральные требования не относятся к обучению на дому или в частных школах. Положения, указанные в действующем законодательстве, сохраняются.

Повышение грамотности за счёт особого внимания чтению
Часть Б: Чтение – прежде всего

Общие замечания

Правительство обязано предоставить каждому ребёнку возможность научиться читать к третьему классу. Чтобы достичь этой цели, будет разработана новая программа, названная "Чтение — прежде всего".

Данная программа предоставляет штатам средства и возможности, необходимые для исправления ситуации с обучением чтению. Сейчас стали доступны результаты многолетних исследований в области чтения, и их применение в образовании стало доступным для всех школ Америки. Государственная Комиссия по Чтению в апреле 2000 года опубликовала доклад, основанный на 100\,000 исследований обучения чтению. Комиссия пришла к следующим выводам:

"Эффективное обучение чтению включает в себя обучение детей выделять звуки в словах (фонематические навыки), объяснение им, что эти звуки выражаются на письме буквами алфавита, которые слагаются в слова (фонетический метод обучения), проверка на практике изученного материала — чтение вслух под контролем с замечаниями преподавателя (управляемое чтение вслух) и применение методик обучения пониманию прочитанного для улучшения результатов".

Настоящая программа основывается на вышеперечисленных принципах, вкладывая средства в научно обоснованные программы обучения чтению в начальных классах. Предоставление большему числу учащихся возможности получить качественное обучение чтению означает, что большее количество детей смогут получить необходимую помощь до того, как они отстанут от своих сверстников слишком сильно. Это также снизит расходы на всех уровнях системы управления, поскольку меньшему количеству детей потребуется специальное дополнительное обучение только из-за того, что они не приобрели необходимых навыков чтения в раннем возрасте.

Обзор программы

Создание всеобъемлющих общегосударственных программ обучения чтению, чтобы каждый ребёнок умел читать к третьему классу. Штаты и округа получат доступ к средствам новой программы "Чтение — прежде всего", чтобы разработать всеобъемлющие, научно обоснованные программы обучения чтению от детского сада до второго класса. В данную программу войдет Акт о Навыках Чтения. Программа повышения грамотности семьи "Равные Возможности" (часть В главы I) также войдет в эту более широкую программу, в то время как будет продолжаться финансирование программы повышения грамотности семьи в масштабах всей страны.

Объединение программ "Чтение — прежде всего" и программы обучения чтению в раннем возрасте. Штаты, участвующие в данной программе, смогут получить средства на внедрение научно обоснованных программ обучения чтению в дошкольных учреждениях и начальной школе. Целью этой программы является демонстрация на более широком уровне результатов недавних исследований, показавших, что дети, которые обучались основным навыкам чтения и математики в дошкольных учреждениях, были более подготовлены к восприятию школьной программы по чтению и математике.

Повышение квалификации преподавателей

Глава 2
Часть А: Предоставление грантов на повышение квалификации преподавателей

Общие замечания

Программа, предложенная федеральным правительством, по улучшению качества подготовки и обучению учителей, а также по повышению количества преподавателей, базируется на том основополагающем принципе, что высокая квалификация учителя крайне необходима для повышения уровня знаний учеников.

Благодаря этой программе, школы получат существенную поддержку в их стремлении установить и поддерживать высокий уровень преподавания. Согласно данным Статистического управления США, на сегодняшний день Министерством образования реализуются 28 программ, в рамках которых значительная часть средств расходуется на профессиональное обучение преподавателей. В целом, запущено 87 программ, осуществляемых 13 различными организациями и обеспечивающим профессиональную подготовку преподавателей.

Данный проект правительства вобрал в себя черты федеральных программ Министерства образования (включая программу по сокращению числа учеников в классе и программу профессионального роста преподавателей) и предоставление грантов непосредственно на местах. Таким образом, благодаря этим средствам, будет оказана поддержка, необходимая для повышения уровня преподавания путем предоставления высокого уровня подготовки преподавателей, основанного на научных исследованиях. В свою очередь, местные власти будут нести ответственность за повышение квалификации преподавателей.

Основные положения программы

Предоставление штатам и округам большего спектра возможностей для обеспечения профессионального роста преподавателей. Каждый ребёнок в Америке достоин того, чтобы его обучал специалист высокого уровня. Существующая сегодня система федеральных программ не способна выполнить эту задачу. Для того чтобы предоставить возможность штатам самостоятельно подготавливать, обучать и набирать штат преподавателей высокого уровня, две программы (программа по сокращению числа учеников в классе и программа профессионального роста преподавателей) будут объединены в единый грант, предоставляемый штатам и округам.

Установление высоких требований к профессиональному росту преподавателей. Штаты и округа получат возможность самостоятельно распоряжаться средствами для выполнения конкретных задач, для развития способностей и повышения уровня знаний преподавателей государственных школ, директоров и управляющих. В свою очередь, на местах должны проследить за тем, что федеральные средства идут на научные исследования и практические занятия учащихся.

Поддержка новых идей в области преподавания. Помимо предоставления средств на повышение уровня преподавания, штатам и округам будет разрешено использовать их для внедрения и поддержки новых идей и проектов, таких, как внесение изменений в требования по выдаче разрешения или сертификатов на преподавание, как альтернативная сертификация, реформа подсчета стажа, система поощрения, повышения заработанной платы для специалистов в особо востребованных областях, таких как чтение, математика и физика, и для преподавателей, работающих в бедных городских районах, а так же разработка программ наставничества.

Повышение уровня преподавания. Местное руководство будет нести ответственность за внедрение и разработку программы, за достижение ее целей, т.е. за то, чтобы всех учеников обучали качественные специалисты.

Поощрение преподавателей высокого уровня. Один процент из выделяемых средств предоставляется министру образования для поощрения штатов, разработавших систему оценки качества работы преподавателей в соответствии с достижениями учащихся.

Защита прав преподавателей. Учителя, директора школ и члены школьных комитетов во время исполнения обязанностей будут защищены от федеральной ответственности за их действия по поддержанию дисциплины в классе до тех пор, пока эти действия не выходят за рамки закона.

Налоговые льготы для преподавателей. Преподавателям предоставляется льгота по выплате суммы налога вплоть до 400$ с тем, для покрытия расходов, связанных с приобретением необходимых для обучения предметов, таких как книги, оборудование, программы профессионального развития и другие обучающие материалы.

Предоставление родителям информации о квалификации преподавателя. Родители имеют право на информацию о качестве обучения их ребёнка. Местное руководство обязано, по требованию, предоставить информацию, касающуюся квалификации преподавателя в соответствии с установленными в штате требованиями.

Повышение уровня преподавания математики и естественных наук

Часть Б: Связи математики и естественных наук)

Общие замечания

Среди основных причин, влияющих на отсутствие глубоких знаний у американских учащихся в области математики и естественных наук, необходимо выделить три проблемы: преподавание ведется неспециалистами в данной области, незначительное число учащихся глубоко интересуются предметом, небольшое количество школ предлагают интересный учебный план и хорошего уровня учебные пособия.

Комиссия по высшему образованию признает свою заинтересованность в улучшении преподавания математики и естественных наук в начальной и средней школе. Более двадцати штатов приняли решение сотрудничать с колледжами и университетами с целью повышения уровня преподавания математики и естественных наук, обеспечения соответствующей подготовки преподавателей и разработки программ помощи нуждающимся школам.

Программа по сотрудничеству в области математики и естественных наук предоставляет штатам средства, позволяющие объединится с высшими учебными заведениями в борьбе за повышение уровня преподавания К-12 математики и естественных наук. Штаты, получившие эти средства, должны будут заключить партнерские соглашения с местными колледжами, университетами, государственными колледжами с целью повышения уровня преподавания математики и естественных наук (К-12). Предоставляемые средства могут быть использованы штатами для покрытия расходов, связанных с сотрудничеством и привлечением других к работе в области математики и естественных наук.

Успешное сотрудничество штатов и высших учебных заведений будет связано с разработкой отчётности по таким важным показателям, как успеваемость учащихся, соответствие уровня знаний учащегося государственным стандартам, обеспечение углублённого изучения математики и физики для большего количества студентов, успешная сдача экзаменов повышенной трудности, увеличение количества преподавателей математики и естественных наук.

Основные положения программы

Установление сотрудничества в области математики и естественных наук. Федеральные средства для финансирования программ сотрудничества будут доступны штатам и округам, в высших учебных заведениях которых существуют отделения математики и естественных наук. Программа сотрудничества будет уделять особое внимание повышению качества преподавания математики и естественных наук в начальной и средней школе. Она может включать в себя такие элементы, как усовершенствование учебного плана в области математики и естественных наук, профессиональный рост преподавателей в данной области, привлечение специалистов высокого уровня к процессу обучения, повышение требований в области математики и естественных наук для облегчения последующего поступления в колледж.

Привлечение крупных исследовательских институтов. Будут созданы все условия, чтобы исследовательские институты в полной мере принимали участие в программах сотрудничества для повышения уровня преподавания математики и естественных наук (К-12).

Достижение уровня свободного владения английским языком учащимися, владеющими им не в полном объёме

Глава 3

Общие замечания

Одно из отличительных свойств Америки состоит в разнообразии населяющих ее народов. Основной целью правительства в области образования является предоставление всем детям, вне зависимости от их происхождения, возможности добиться успеха. Изменения, произошедшие в наших школах за последнее десятилетие, принесли с собой новые задачи в процессы обучения и учебы. Все родители хотят, чтобы их дети вышли из стен школы с навыками, необходимыми для успешной работы в современных условиях. Для более чем трех миллионов учащихся, владеющих английским языком не в полном объеме (Limited English Proficient), это означает изучение английского языка в школе.

К сожалению, очевидно, что учащиеся, владеющие английским языком не в полном объеме, в существующих условиях могут достичь уровня свободного владения языком. Например, исследования показали, что учащиеся, для которых английский язык не является родным, получают более низкие оценки, чем их свободно говорящие на языке ровесники, а также зачастую показывают более низкие результаты стандартного тестирования по математике или чтению. Частично это происходит и потому, что для федерального финансирования двуязычного обучения не разработан механизм деятельности. Новая программа позволит местным властям проявлять большую самостоятельность в распоряжении средствами, выделенными на двуязычное образование, для достижения уровня свободного владения английским языком учащимися, владеющими им не в полном объеме.

Для того чтобы образование всех учащихся соответствовало высоким требованиям, необходимо, чтобы учащиеся, владеющие английским языком не в полном объеме, освоили английский язык как можно быстрее. Для достижения этой цели окружные школьные советы будут нести ответственность за ежегодное повышение уровня владения английским языком по сравнению с предыдущим годом. Более того, они будут обязаны вести обучение на английском языке после трехлетнего пребывания учащегося в школе.

Основные положения программы

Стратификация программ по двуязычному образованию, определенных Законом о начальном и среднем образовании (ESEA). Эти программы будут доработаны, и будут носить характер грантов, предоставляемых штатам и округам.

Определение основных целей в процессе достижения уровня свободного владения английским языком. Для получения финансирования, штаты должны будут предоставить описание основных целей, достигая которые учащиеся смогут овладеть английским языком за три года. Они также должны обеспечить соответствие уровня знаний учащихся, владеющих английским языком не в полном объеме, уровню учащихся свободно владеющих языком по основным предметам.

Применение санкций. Штаты, деятельность которых по обеспечению повышения уровня владения английским языком учащихся, владеющих им не в полном объёме, не приносит должных результатов, могут потерять до 10\% финансирования в рамках программы ESEA.

Предоставление свободы школам в выборе методики, отвечающей потребностям учащихся. Будут запрещены ограничения в использовании средств, направленных на разработку методики обучения учащихся, владеющих английским языком в неполном объёме.

Расширение прав выбора родителей и развитие инновационных программ

Глава 4

Общие замечания

Суть предложения, изложенного в четвертой главе, состоит в расширении прав выбора родителям и в увеличении средств, предоставляемых штатам и окружным школьным советам для развития инновационных программ обучения.

Систему бывает трудно изменить, какими бы положительными ни были стремления руководителей, стоящих во главе ее. Возможно, что именно конкуренция – это тот стимул, который необходим бюрократии для того, чтобы измениться в лучшую сторону. Исходя из этих соображений, правительство ищет способов расширения прав на выбор родителей и повышения степени их влияния. Родители, вооруженные информацией и правом выбора, могут быть уверены, что их дети получат самое лучшее образование.

Основные положения программы

Развитие системы привилегированных школ. Будет предоставляться финансирование для оплаты первоначальных и последующих расходов, а также всего необходимого для создания школы высокого уровня.

Увеличение денежных средств на счетах образовательных учреждений. Ежегодно на такие счета будет переводиться сумма до 5000$. Будет разрешено воспользоваться средствами для оплаты расходов, связанных с обучением в детском саду.

Возможность выбора школы. Будет создан специальный фонд подконтрольный министру образования, средства из которого будут идти на демонстрацию, внедрение, оценку и распространение информации об инновационных методах.

Консолидация программ по предоставлению грантов для привлечения больших денежных средств в классы. Однотипные и схожие программы по предоставлению грантов будут объединены в единый грант на инновационные подходы к обучению, предоставляемый штатам и окружным школьным советам. Средства могут быть использованы на внедрение инновационных подходов к обучению, а также на предоставление права учащимся неблагополучных или опасных школ посещать более безопасные и качественные школы.

Расширение сотрудничества между частными строительными компаниями и общественными организациями для строительства школ. Сегодня руководству штатов разрешается выпускать определенное количество не подлежащих обложением налогом облигаций для привлечения частных строительных компаний к участию в строительстве общественных объектов, как, например, аэропортов или недорогого жилья. Строительство государственных школ в этот список пока не входит. Благодаря включению в список строительства школ, окружные школьные советы смогут собрать дополнительные средства для строительства и ремонта школьных помещений. Количество выпускаемых облигаций для расширения сотрудничества между частными строительными компаниями и общественными организациями для строительства школ будет определяться численностью жителей штата.\moast

Безопасные школы двадцать первого века

Глава 5
Часть А: Поддержка движения против наркотиков и насилия и рассмотрения информации среди учащихся и общественных организаций

Общие замечания

Суть программы, изложенной в пятой главе, заключается в том, чтобы помочь детям получить знания, соответствующие высоким академическим требованиями. Для этого штатам и округам выделяются средства для обучения учащихся на высоком уровне в школах, свободных от наркотиков и насилия.

Этот проект предусматривает две отдельные, теоретически и практически схожие программы. Подлежат пересмотру программы "Безопасная школа без наркотиков" и "Учебные центры 21 века", они сводятся в единый грант на обучение до и после школы, а также на внедрение программы по предотвращению насилия и распространения наркотиков в школе. Руководство штатов несет ответственность за внедрение для повышения программ, основанных на научных исследованиях по повышению безопасности и сокращению употребления наркотиков в школе. Более того, согласно этому проекту, родители имеют право знать, посещает ли их ребёнок безопасную школу, а также учащимся предоставляется право не посещать опасную школу.

Основные положения

Объединение и упрощение финансирования программ "Безопасная школа без наркотиков" и "Учебные центры 21 века". Окружные школьные советы будут иметь право использовать федеральные средства на внеурочные занятия и на предотвращение насилия и борьбу с употреблением наркотиков в школе.

Определение ответственности по вопросам безопасности в школе. Для получения государственного финансирования, руководство штата должно разработать определение школы "высокой степени опасности", а также предоставить отчёт, касающийся вопросов безопасности в каждой школе. Пострадавшие от тяжких преступлений в школе, а также учащиеся школ высокой степени опасности получат право перевода в более безопасное учебное заведение.

Осуществление учителями контроля над классом. Учителям будет предоставлено право удалять из класса чрезвычайно вспыльчивых и агрессивных учеников. Для получения финансирования руководство штата должно разработать и внедрить политику, в соответствии с которой не разрешается отвечать насилием на грубость и хулиганство.

Оценка результатов. Акцент будет делаться на предотвращение употребления наркотиков и распространения насилия, а также на использование федеральных средств на программы, доказавшие свою эффективность в борьбе за безопасность в школах. Средства могут расходоваться на внеурочные занятия, не допускающие употребление наркотиков, на информирование учащихся о вреде наркотиков, особенно появившихся в последнее время.

Предоставление возможности общественным организациям получить грант на организацию внеурочных занятий. Возможности обучения до и после занятий в школе будут расширены путем предоставления руководству штата и округа права выдачи гранта религиозным и общественным организациям.

Предотвращение преступлений и судебное преследование. Будут внесены поправки в закон о Правах в системе образования, облегчающий обмен информацией, касающейся дисциплинарных мер и нарушения закона учащимися между округами и представителями закона.

Ужесточение закона о хранении оружия. Будет учрежден специальный государственный орган для выявления, надзора, преследования и наказания несовершеннолетних, нарушающих федеральный закон или закон штата о хранении оружия.\moast

Увеличение средств на формирование личности. Средства, выделенные на формирование личности учащихся, позволят руководству штата и окружным школьным советам обучать преподавателей методике проведения занятий по формированию личности.

Повышение качества образования путём использования новых технических средств

Часть Б: Предоставление грантов на приобретение технического оборудования для обучения

Общие замечания

Правительство считает, что технические достижения должны применяться в школах для повышения успеваемости, но в то же время, не являются самоцелью.

Этот проект стремится достичь цели путем пересмотра и усовершенствования во многом схожих программ и путем создания из них единой программы грантов для привлечения большего объема средств в школы. Объединение программ по предоставлению грантов на приобретение технических средств и их грамотное распределение позволит школам избежать подачи многочисленных заявок на гранты и проблем, связанных с административными преградами на пути получения гранта. Более того, единая программа будет способствовать более полному использованию технических средств в соответствии с потребностями отдельных школ.

Основные положения программы

Привлечение большего количества средств. Объединенные программы предоставления грантов и другие средства будут предоставляться штатам; и округам для обеспечения школ техническими средствами. Финансирование будет предоставляться школам, особенно нуждающимся в нем, включая сельские школы, и школы, в которых обучаются дети из семей с невысоким достатком.

Меньший объем бумажной работы. Обременительная бумажная работа и существующий сегодня процесс подачи заявок на грант будут заменены прямым финансированием. Средства могут идти на приобретение программного обеспечения, электропроводку, создание необходимой технической инфраструктуры и обучение преподавателей пользованию техникой.

Использование средств на установку Интернет фильтров. Для поддержки закона о защите детей средства могут быть потрачены на приобретение фильтров, ограждающих детей от непристойного содержания некоторых материалов в Интернет.

Особое внимание уделяется средствам, зарекомендовавшим себя как повышающие качество обучения. Руководство штатов должно разработать критерии, в соответствии с которыми будет определяться, в какой степени финансирование технического оснащения школы способствовало повышению успеваемости.

Предоставление грантов для общественных технических центров. Федеральные гранты будут предоставляться через соответствующие программы и контролироваться Министерством коммунального хозяйства и городского планирования для создания общественных технических центров в бедных районах.

Фонды помощи

Глава 6
Строительство школ для коренных жителей Америки и детей военных

Обзор программы

Федеральное правительство имеет дополнительные обязательства перед некоторыми школами – теми, где обучаются дети военных и где обучаются коренные жители Америки.

Однако правительство не всегда выполняло свои обязательства по отношению к этим школам, особенно в вопросе строительства. Эта проблема может быть решена путем привлечения средств на строительство школ в рамках программы "Оказание помощи" и деятельности Комитета по делам индейцев.

Около 700 тысяч детей военных обучается сегодня в государственных школах. Более трех четвертей учащихся посещают 600 школ, расположенных непосредственно в военных городках или рядом с ними. Эти "школы для детей военных" финансируются Министерством образования и разбросаны по всей стране. Школы, в которых обучаются дети военных, обычно получают средства на строительство от программы развития образования Министерства обороны. Школы, расположенные непосредственно в военных городках финансируются программой развития образования Министерства обороны, другие школы, расположенные в городках или поблизости, финансируются программой "Оказание помощи" Министерства образования.

За 1999 год более 50 тысяч учащихся посетило 185 школ для коренных американцев в 23 штатах. Большинство этих школ управляется Комитетом по делам индейцев. Они сконцентрированы в штатах Аризона, Нью-Мексико, Северная Дакота, Южная Дакота и Вашингтон. Все больше детей записывается в эти школы, их число с 1987 года выросло на 25\%. Хотя число учащихся в этих школах растет, они обучаются в самых неблагоприятных условиях.

Общие положения

Увеличение средств на программу оказания помощи. Найдены средства, благодаря которым будет возможно улучшить состояние школьных зданий, отремонтировать старые и построить новые школы для детей военных и детей коренных американцев.

Организация фонда помощи. Благодаря финансированию пройдет замена старых школ новыми, и ликвидируется задолженность по ремонту школ перед Комитетом по делам индейцев.\moast

Свобода и ответственность

Глава 7

Общие замечания

Седьмая глава посвящена вопросам ответственности, которую несет руководство штатов и округов за повышение успеваемости учащихся.

Эта программа предоставляет штатам и округам беспрецедентную возможность самостоятельно распоряжаться федеральными средствами на образование. В ответ правительство ожидает подотчётности. Штаты должны разработать планы, конкретные требования по отчётности. Штаты и школы, которые достигнут наибольшего прогресса, будут поощряться дополнительно. Министр образования имеет право отзыва федеральных средств из штатов, в которых не наблюдается никаких положительных изменений.

Санкции и поощрения будут определяться в соответствии с результатами оценки деятельности штата, которую в свою очередь штат получает по результатам ежегодного тестирования учащихся четвертого и восьмого классов по чтению и математике рамках "Государственной программы прогресса в области образования" (NAEP).

Общие положения

Предоставить большую свободу округам и штатам:

Предоставление штатам и округам возможности создать привилегированную школу при наличии строгого контроля. Заинтересованные округа и штаты будут иметь возможность заключить с Министром образования соответствующее соглашение. По этому соглашению предоставляется большая степень свободы при условии предоставления министру 5-летнего плана повышения успеваемости учащихся.

Во время действия соглашения, штаты и округа будут подвергаться контролю и строгим проверкам повышения успеваемости учащихся, а также подвергаться санкциям в случае невыполнения пунктов соглашения. Штат или округ теряет статус "привилегированной школы", если успеваемость учащихся и другие показатели останутся на прежнем уровне.

Увеличение финансирования программ обучения детей-инвалидов (IDEA). Больший объем финансирования будет предоставлен штатам и округам с тем, чтобы предоставить детям инвалидам возможность образования в соответствии с их особыми потребностями.

Усилить ответственность за повышение успеваемости учащихся:

Повышение академической успеваемости в штатах. В соответствии с действующими сегодня законами, в надлежащее время штаты должны будут предоставить министру образования единый план расходования бюджетных средств. В плане должно быть отмечено, что штат:

  • Выработал критерии ежегодной оценки знаний по математике и чтению учащихся 3-8 классов; ежегодно проводит оценку выполнения этих требований, фиксирует и определяет степень академической успеваемости. Федеральные средства будут покрывать расходы, связанные с проведением проверок и ведением отчётности.
  • Разработал систему поощрений и санкций для того, чтобы обеспечить выполнение поставленных задач местными органами государственного образования.
  • Издает для родителей отчёт о состоянии дел в каждой школе, а также распространяет его в сети Интернет. В отчёте должны указываться результаты тестирования по математике и чтению в зависимости от этнической принадлежности, пола, материального достатка и физических способностей учащихся. Данные отчёты должны по возможности быть объединены с отчётами штатов.
  • Согласен принимать участие в ежегодном тестирования учащихся четвертого и восьмого классов по чтению и математике в рамках "Государственной программы прогресса в области образования" (NAEP). Конгресс берет на себя расходы по проведению тестирования.

Разработка санкций для штатов, не справляющихся с поставленными задачами. Министр образования будет иметь право сократить поступление федеральных средств в штаты, не добившиеся поставленных целей, определенных Законом о начальном и среднем образовании. Наложение санкций неизбежно в том случае, если штат не добивается повышения успеваемости детей-инвалидов и учащихся, не в полном объеме владеющих английским языком.

Поощрять успешно работающие школы:

Создание специального фонда "Достижения в области образования". Средства из фонда "Достижения в области образования" будут поступать в качестве поощрения в те штаты, которые добились наибольших результатов в повышении успеваемости и увеличении количества учащихся, владеющих английским языком в полном объеме. Результаты работы штата будут определяться результатами тестирования учащихся. Будут учитываться и другие показатели академической успеваемости, а также результаты тестирования учащихся в рамках "Государственной программы прогресса в области образования" (NAEP).

Предоставление премий за своевременное проведение ежегодного тестирования. Штаты, которые проведут тестирование учащихся с третьего по восьмой класс по чтению и математике до конца второго года от даты вступления этой программы в силу, получат премии.

Предоставление школам премий за выполнение программы "Равные возможности для всех детей". Данная программа является усовершенствованным вариантом программы "Синяя лента". Министр образования будет поощрять и направлять средства из фонда программы "Равные возможности для всех детей" в те школы, которые добились наибольших результатов в повышении успеваемости учащихся.


1 Документ находится на веб-сайте Правительства США по адресу http://www.whitehouse.gov/news/reports/no-child-left-behind.html и приведён в электронном журнале "Курьер образования" http://courier.com.ru/top/content/proposal.pdf

Дальше
Hosted by uCoz