|
Мысль и жизнь Канта в течение столетий подвергались глубокому и разностороннему изучению, вызвали появление множества книг и статей, журналов и архивов, фондов и музеев. Kantforschung составляет видную область философской мысли. Изучение и обдумывание главных работ и хода идей Канта издавна служат прекрасной школой для философа. Произведения Канта, как утверждает Владимир Сергеевич Соловьев, послужили основой философского критицизма, представляющего главную поворотную точку в истории человеческой мысли... Кант в своей умственной жизни постоянно касался таких вечных вопросов, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнее слово...
Настоящая публикация предназначена для русской
аудитории и содержит ссылки на некоторые наиболее интересные (с нашей точки
зрения) русскоязычные ресурсы, связанные с И. Кантом или прямо посвященные
ему. Автор располагает информацией - десятками страниц ссылок на немецкие,
английские, французские и др. источники, в том числе - об изданиях текстов
И. Канта на языке оригинала, а также о богатейших английских (американских)
изданиях. Буду рад ответить на вопросы читателей: roleg@ssu.samara.ru
См.: Смирнова Е.Д. Кант и гильбертовская теория доказательств (роль идеальных образцов у Д.Гильберта и И.Канта) // Логические исследования. Вып. 3. М.: Наука, 1995
У Канта есть одна очень странная фраза. Она настолько гладка и афористична, что именно из-за слишком большой ее красивости мысль не задерживается на ней, и мы, констатировав ее красивость, идем дальше. Вот эта фраза: "Душа (не речь), преисполненная чувств, - это высшее из возможных совершенств". Под преисполненностью чувств Кант, конечно, не имеет в виду....
[Каталог; Оставить отзыв; Перейти в форум; Связаться с организатором]. Выход на страницу о людях, оставивших свой след в психологии (начиная с Аристотеля и Феофраста; список, разумеется, неполный, но обещают пополнять).
Жиль Делез, Феликс Гваттари. Что такое философия?[вверх]
Gilles Deleuze, Felix Guattari. Qu'est-ce que la philosophie ? LES EDITIONS DE MINUIT Ouvrage realise avec 1'appui et le soutien du Ministere francais des Affaires Etrangeres, du Centre Culturel Francais de Moscou. Перевод с французского С.Н. Зенкина, Институт экспериментальной социологии, М.; СПб.: АЛЕТЕИЯ, 1998. ББК 1109 (Фр.) Гв. Д. 98 Совместная книга двух выдающихся современных французских мыслителей...
Другие их произведения см. здесь.
Умберто Эко. Внутренние рецензии. Перевод с итальянского Елены Костюкович.
«Рецензии» посвящены шедеврам мировой культуры,
начиная с Библии и Гомера. [О Библии: ...Первые сто страниц произвели на
меня самое выгодное впечатление... хорошо, что много секса...]
Непонятно, чего тут больше - (добродушного) юмора
или (злой) сатиры. «Рецензия» Канта весьма далеко от начала страницы.
Кант Иммануил. Критика чистого разума
Я дал книгу Витторио Сальтини и получил отзыв,
что этот Кант сильно преувеличен. И все же я не поленился и посмотрел сам.
В нашу философскую подборку такая небольшая книжечка на моральную тему
все-таки может сгодиться, не исключено, что ее порекомендуют студентам
в каком-либо университете. Но останавливает то, что...
http://www.theatre.ru/chekhov_fest/kant.html дата неизвестна - 4957 bytes (koi8-r) [19 Feb 1999]
Фридрих Ницше «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» (1884-1888)
РЕФЕРАТ П. КАМАЕВА, посвященный Ф. Ницше, на Nietzsche page:[вверх]
Павел Камаев. У истоков «Философии жизни»: ВВЕДЕНИЕ ...человеческий разум… неудержимо доходит до таких вопросов, на которые не могут дать ответ никакое опытное применение разума и заимствованные отсюда принципы... См.: Кант И. Соч. в 6 т., Т.3, С. 118. Пожалуй, самые главные категоpии, отpажающие наиболее общие связи и отношения вещей и событий в воспpинимаемом нами миpе являются категоpии пpичины и следствия. Отношение между ними — пpичинность (каузальность, пpичинно-следственная связь)....
Уже Кант
прекрасно показал, как наряду с «определяющей»
силой суждения, т.е. способностью судить по общему о частном, способностью
рассудка давать правила, существует «рефлектирующая» сила суждения, идущая
от частного к общему и принимающая во внимание эмпирически случайное протекание
явлений... Отсюда две формы представления целесообразности в природе —
логическая и эстетическая. Первая
оперирует понятием цели, находя соответствие или несоответствие случайного
протекания явления с его формальной целесообразностью... Другая форма включает
в себя то чувство удовольствия или неудовольствия, которое налично в субъекте,
когда он находит в эмпирической случайности совпадение или несовпадение
с своими познавательными способностями, требующими понятия цели...
(См.: Кант И., «Критика
способности суждения»: из «Первого введения в критику...» §5 V, 1Х; из
«Введения» §§ V-VIII и др. / Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 5. С. 115-121,
137-142; 18fr-195. Ср. аналогичные места о Канте
с более развернутой системой рассуждений в авторских прим, к ДХФ,
177-179, 183, 185-186).
b) понятие личностной целесообразности.http://mx.astrologos.ru/AstroLogos_Library/Losev/Losev3_16_54.htm
Но Кант не пошел, да по условиям своего философствования и не мог пойти дальше. Я же утверждаю, что кроме логической и эстетической целесообразности есть еще мифическая целесообразность и что она-то и есть чудо. Кант говорил о подведении под «категорию» и о подведении под «умственные способности». Вслед за ним, поправляя его, я сейчас говорил о логическом символизме, или об осуществленности отвлеченной категории и идеи, смысла, о «подведении» под логический символ....Теперь же я говорю о мифическом символизме, т.е. об осушествленности не отвлеченного смысла и не интеллигентного смысла, но об осуществленности личности, о «подведении» под личностный символ. После логической и эстетической целесообразности я говорю о личностной целесообразности; и в этом нахожу самую природу как чуда, так — через это — и всего мифа. Ясно, что это только последовательно проведенная диалектика. ....Личность, говорим мы, есть осуществленная интеллигенция как миф, как — смысл, лик самой личности. А совпадение случайно протекающей эмпирической истории личности с ее идеальным заданием и есть чудо.
7. Поиск политической стратегии либерализма:
Первый шаг на этом пути целесообразно сделать вместе с И.Кантом.
Именно его дихотомия ноуменального и феноменального
миров, "чувствуемой и усматриваемой необходимости" позволяет войти в проблематику
ситуации, в которой нравственное долженствование не является не только
детерминантой, но и само собой разумеющейся составляющей наблюдаемого поведения
социальных действующих лиц. Ведь законы, даваемые разумом ("законы свободы"),
"указывают, что должно происходить, хотя, быть может, никогда не происходит"
(Кант И. Критика чистого разума. М., Мысль, 1994. С. 470)....
За этой ссылкой - огромные ресурсы. Никто не знает наверняка, кто такой "Сергей Дацюк" - человек или компьютер? или большой научный коллектив какого-нибудь НИИЧАВО, вооруженный целой сетью разумных машин? Сам Сергей Дацюк высказывался очень задиристо, что, мол, попробуйте написать на таком же уровне....
2001. Проекции. [0.0303] ПОЛИТИКА В III ТЫСЯЧЕЛЕТИИ: К ВОПРОСУ О МИРОВОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ.http://www.millennium.ru/2001/biblio/schedr1b.htm Sat, 26 Dec 1998 02:09:22 GMT - 12640 bytes (windows-1251)
Автор: Игорь Бестужев-Лада, президент академии прогнозирования, доктор исторических наук, профессор.
История вопроса уходит в глубь веков: Эразм Роттердамский, Ян Амос Коменский, Вильям Пенн, Шарль де Сен-Пьер, Руссо, Кант, Фихте, Гердер, В. Ф. Малиновский и другие. Широко и остро ставился этот вопрос после каждой из двух мировых войн. Особенно после второй, когда было разработано несколько проектов мировой конституции, в том числе один из них специально созданным комитетом, созданным комите-том при Чикагском университете (США)....
Линки к целому ряду серьезных ресурсов по теме; непосредственное отношение к Канту невелико (непосредственно у Канта см. "Траектат о вечном мире").
Попов А.А. (Бийск -Барнаул). Педагогика и тьюторство в пространстве трансцендентной реальности (обоснование места возникновения открытого образования). I. Самоопределение педагогики происходит через освоение определенных онтологических принципов и антропологических идей. Педагогическая антропология выступает преобразующим посредником" от программно свернутых антропосистем (философия, антропология, духовно-религиозные упаковки", научные системы, ...) к принципам и нормам педагогической деятельности....[вверх]
http://church.ru/vera/antony/nravstv.htm Sun, 27 Dec 1998 21:02:10 GMT - 38110 bytes (koi8-r)
Митрополит Антоний (Храповицкий) О НЕВОЗМОЖНОСТИ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ БЕЗ РЕЛИГИИ. В прежнее время принято было думать, что безбожие является последствием и высшим выражением безнравственности: такая точка зрения выдерживается и в Библии, как ветхозаветной, так и в новозаветной. Может быть, так оно и есть на самом деле....http://church.ru/vera/antony/Christgod.htm Tue, 08 Dec 1998 04:20:29 GMT - 35220 bytes (koi8-r)
Христос -Бог! Митрополит Антоний (Храповицкий) Какое значение для нравственной жизни имеет вера во Иисуса Христа, как Бога. Мы взялись за посильный ответ на подобный вопрос, ввиду заявления Л. Толстого о том, будто догматы Символа Веры не только не имеют никакого значения для нравственной жизни, но и, напротив, противоречат требованиям Нагорной Проповеди, излагающей учение о христианской добродетели...[вверх]
Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. Основное богословие. Учебное пособие....[вверх]
Глава III. НЕРЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ МЫСЛИ. § 2. Взгляды отдельных философов на религию [Взгляды Канта, Шлейермахера, Гегеля] 1. Взгляд Канта....Поскольку "вещи в себе" непознаваемы, то Кант делает вывод о принципиальной невозможности постижения Бога, души, мира. Поэтому он подвергает критике т.н. доказательства бытия Божия и бессмертия души.
Однако в "Критике практического разума" Кант утверждает необходимость постулирования и бытия Бога, и бессмертия души, исходя из существования в нас нравственного закона, безусловно требующего своего исполнения....Анализ этого вопроса см., например: Флоренский П. Культ и философия // Богословские труды, (Сб. 17. М., 1977. С. 119-135.)
Книги диакона Андрея Кураева (oakuraev@glasnet.ru; kuraev@vinchi.ru)http://kuraev.vinchi.ru/problema.html Wed, 03 Feb 1999 09:53:34 GMT - 45841 bytes (koi8-r)
Христианская философия и пантеизм: ПАНТЕИЗМ И ПРОБЛЕМА СВОБОДЫhttp://kuraev.vinchi.ru:8101/items.html
Исходя из пантеистического тезиса о растворенности человека в "первоединстве", философски невозможно обосновать феномен человеческой свободы. Если я — всего лишь "проявление" мировой субстанции, я не могу быть свободен от того, чьим проявлением я являюсь. Отсюда —вполне логичный вывод: "В сущности говоря, ничего, кроме кармы, не существует. Все Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий" 192. Но для христианской мысли свобода человека есть исходный факт....
Статьи диакона Андрея Кураева (oakuraev@glasnet.ru; kuraev@vinchi.ru)http://ccpc4.jinr.ru/ilja/phylosophy/l28.html дата неизвестна - 10582 bytes (windows-1251)
Заключение [Влияние христианства на развитие философии и науки]Страница о. А. Кураева находится по адресу: http://www.orthodox.spb.ru/internet.htm Russia's Orthodox
Мы проделали огромный путь: от первых цивилизаций до открытий науки ХХ века. Прослушавшие курс от начала до конца с недоумением спросят: а где же Спиноза, Локк, Беркли, Юм, Кант, Ницше, Шопенгауэр? Где философы ХХ века? Чем объясняется выбор имен и тем? Настало время раскрыть карты и заявить, что выбор имен и тем определяется одной-единственной идеей: “Влияние христианства на развитие философии и науки”...
http://koi.kvest.com/bookshop/
annot/br19113.htm Thu, 12 Nov 1998 14:10:44 GMT
- 5057 bytes (koi8-r) [19 Feb 1999]
http://koi.kvest.com/bookshop/annot/br18491.htm
Thu, 12 Nov 1998 14:16:07 GMT - 5609 bytes (koi8-r)
Кант И. Критика чистого разума. Литература, 1998, 960с., переплет. Цена с доставкой: $24,90. СЕРИЯ: Классическая философская мысль. [Ваш заказ].http://ns.tstu.ru/koi/tgtu/publ/96w170.htm Wed, 28 May 1997 08:38:50 GMT - 541 bytes (koi8-r)
ГАЧЕВ, Георгий Дмитриевич. Наука и национальные культуры: (Гуманитарный комментарий к естествознанию). 1992. Библиография в примечаниях. Ключевые слова: КУЛЬТУРА, ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, ГАЛИЛЕЙ, картина мира, Декарт, Кант, Ньютон, Лаплас, гуманитаризация научного знания....
Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб.: Университетская книга, 1997. 447с., переплет. Цена с доставкой: $16,70. СЕРИЯ: Книга света. [Ваш заказ]. В том немецкого философа Эрнста Кассирера (1874-1945) вошли его работы о Канте - «Жизнь и учение Канта», «Кант и проблема метафизики. Замечания к интерпретации Канта Мартином Хайдеггером», а также исследования Д. Верена и К. Шрага о Кассирере. Книга открывает новую серию....
КАНТ и философия в России: Сборник статей. Отв. ред. З.А. Каменский, В.А. Жучков. М.: Институт философии РАН, 1994. Библиография в конце статей; Библиографический список изданий Канта: С.248-270.
КАНТОВСКИЙ сборник. Вып.17. Калинингр.гос.ун-т, Редкол.: Л.А. Калинников (отв.ред.) и др. Библиография в примечаниях в конце статей.
КАНТОВСКИЙ сборник Вып.18
КОВАЛЬ Б.И. Лжеантихрист (борьба мнений вокруг Ф.Ницше)
Мир философии. Книга для чтения, ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991.
Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. По ту сторону добра и зла. М.: Мысль. 1990.
ХАЙДЕГГЕР, Мартин. Время и бытие. Сост., пер., вступ. ст., коммент. и указ. В.В. Бибихина. 1993 (Серия: Мыслители 20 века). Библиогр. в примечаниях.
ЧЕРНОВ, Сергей Александрович. Субъект и субстанция:трансцендентализм в философии науки. СПб.: С.-Петербург.электротехн.ин-т связи, 1993
ШЛЕЙЕРМАХЕР, Фридрих Речи о религии к образованным людям ее презирающим; Монологи....
ШОПЕНГАУЭР, Артур. О четверояком корне достаточного основания. Мир как воля и представление, Т. 1. Критика кантовской философии. М.: Наука. 1993.
Аннотация: Сборник содержит статьи, подготовленные на основе докладов YII-х Международных Кантовских чтений, посвященных 200-летию знаменитого трактата Канта "К вечному миру". Ряд статей посвящен теме "Кант и русская философия"; особенно следует отметить статью об отношении к Кантовой системе П.Д. Юркевича. Традиционно публикуется перевод из наследия И. Канта.
Логические исследования. Вып. 3. М.: Наука, 1995[вверх]
СОДЕРЖАНИЕ: Смирнова Е.Д. Кант и гильбертовская теория доказательств (роль идеальных образцов у Д.Гильберта и И.Канта); Сидоренко Е.А. Семантика возможных миров: от Лейбницевской к Юмовской...
Выше голову [0.0303] текстовый вариант Выше голову! “Есть две вещи, которые заставляют меня трепетать: звездное небо над моей головой и нравственный закон внутри меня”. Автор этого высказывания — Иммануил Кант, немецкий философ с мировым именем, чья душа, к сожалению, а может быть и к счастью, уже принадлежит тем самым звездам. Это утверждение выявляет мировоззрение, систему взглядов человека, который чуть-чуть не от мира сего, — философа. И это сказал немец, представитель нации, которую многие обвиняют в прагматичности...