Приведен анализ состояния и перспектив развития университетского образования, привлечения общественных ресурсов в систему профессионального образования.
Разработаны некоторые аспекты самоорганизации общественных систем с ограниченными ресурсами в условиях информационного шума: особенности информационного шума как такового, определяющие сложность борьбы с ним.
Приведены некоторые результаты организационно-практической реализации концепции экологического образования.
В приложениях даны наиболее существенные работы авторского коллектива прошлых лет, оказавшие заметное влияние на формирование направления работы этапа 2002 года.
Настоящий отчет посвящен итогам работы научно-исследовательского и учебно-методического подразделения (ниуМп) Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова “Лаборатория проблем цивилизации” в 2002 г.
Согласно Положению о подразделении НИУМП “Лаборатория проблем цивилизации” занимается вопросами:
Лаборатория является структурным подразделением университета и входит в единый учебно-научно-производственный комплекс.
Являясь элементом системы образования, коллектив лаборатории видит в образовании социальную генетику общества, которая передает из поколения в поколение веками накопленные знания и обогащается опытом каждого из них. Образование, как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, навыков и умений, традиционно рассматривается сквозь призму системы образования. Другими словами образование и система образования, как ее часть, являются общественными институтами, играющими фактически основную роль в воспроизводстве общества. Так же высока его роль в возникновении проблем цивилизации и их осознании.
Все многообразие взаимоотношений образования и общества предполагается рассматривать сквозь призму общественного сознания в следующих категориях:
системе образования – заключающей в себе разнообразные виды и формы образования в обществе: семейное, дошкольное, начальное, общее среднее, средне-специальное, начальное профессиональное, высшее, прослевузовское, а также систему повышения квалификации и переподготовки, самообразование, непрерывное образование взрослых, а также историю и пути развития, динамику содержания, методику, проблемы и пути развития;
власти - форме общественного сознания, позволяющей оперативно организовывать общественную деятельность, в ее влиянии на судьбы общества;
науке - форме общественного сознания, в ее взаимосвязи с образованием, развитием и жизнедеятельностью человека;
философии - форме общественного сознания, в ее взаимосвязи с образованием и философией образования,
идеологии и политике - формах общественного сознания, в их специфическом “классовом” отражении действительности, в отношении науки и образования с властью, во влиянии идеологии и политики на образование;
искусстве - форме общественного сознания, художественном творчестве в целом: литературе, архитектуре, скульптуре, живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, музыке, театре, кино и других разновидностях художественно-образных форм отражения действительности в их связи с системой образования;
нравственности - форме общественного сознания, в ее влиянии на нравы, обычаи, традиции, на формирование и развитие человека и общества, на регулирование их взаимодействия, специфику моральных отношений, развитие норм морали;
праве - форме общественного сознания и возведения в закон воли социального субъекта государственной власти;
религии
- форме общественного сознания, в ее влиянии на религиозные и светские мировоззрения и мироощущения;социальной экологии - форме общественного сознания, определяемом взаимовлиянием окружающей среды на человека и общество;
экономике - форме общественного сознания, определяемом отношениями людей в общественном производстве и распределении в условиях нехватки ресурсов.
Основные процессы, исследуемые НИУМП “Лаборатория проблем цивилизации”, являются относительно медленными (можно даже сказать сверхмедленными), что обуславливает сложность их изучения, что роднит их с образовательными процессами. В некоторой степени можно считать систему образования моделью цивилизации. Это обстоятельство определило выбор методики исследования: анализ общественных отношений и проблем во взаимодействии образования и общества.
Авторский коллектив:
Галкин В.П. – научный руководитель, введение, заключение, разделы 1.1.1; 1.1.2; 1.2.1; 2.1.1; 2.1.2; 2.1.3; 3.1.1; 3.1.2, приложения 1; 2; 3; 4.
Гальетов В.П. – раздел 1.2.2.
Мукин В.А. – заведующий лабораторией, ответственный исполнитель, введение, заключение, разделы1.1.1; 1.1.2; 1.2.1; 3.1.1; 3.1.2, приложения 1; 2; 3.
Петухова Е.А. – разделы 3.1.1.; 3.1.2.; приложение 4.
Попов Ю.А. – разделы 2.1.2; 2.1.3.