ФГОУ ВПО “Чувашский государственный университет им.И.Н.Ульянова” НИУМП “Лаборатория проблем цивилизации” ЧувГУ Пояснительная записка по теме НИУМП “Лаборатория проблем цивилизации” ЧувГУ: Некоторые концептуальные предложения к программе модернизации многофункционального университета национальной республики ( на примере ФГОУ ВПО “Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова”)Чебоксары - 20.04.2010 г. Аннотация В пояснительной записке схематически изложены промежуточные результаты разработки концепции модернизации Университета”, на период с 01.01.2010 и последующие годы. В работе рассмотрены некоторые варианты организации производственного процесса и элементы его содержания, позволяющие, на взгляд авторов, обеспечить качество подготовки специалистов с минимальным привлечением материальных и интеллектуальных ресурсов, за счет организационных мер. Особенностью предлагаемых мероприятий является их сетевой характер, не исключающий поэтапное наращивание и развитие Университета, в том числе и до уровня Университетского комплекса. Исполнители: Научный руководитель НИУМП “Лаборатория проблем цивилизации” ЧувГУ к.т.н., ст.научн. сотр В.П. Галкин Заведующий НИУМП “Лаборатория проблем цивилизации” ЧувГУ к. ф.м. н., доцент В.А. Мукин к.т.н., доцент Ю.А.Попов к.б.н., доцент С.А.Ястребова
Около 20 лет тому назад в рамках общего направления “Обеспечение жизнедеятельности человека и общества в современном мире”, которое позднее легло в основу деятельности НИУМП “Лаборатория проблем цивилизации” Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова – были разработаны концептуальные положения по обоснованию создания многофункционального университета национальной республики. Некоторые вопросы, рассмотренные в разработке, изложены в отчетах 1993 и 2002 гг. и в рангних статьях авторов настоящей работы, в частности: 1. Концептуальные положения о многофункциональном университете национальной республики / Галкин В.П., Чебоксары, 1993 г. – отчет. 2. К разработке концептуальных положений по воспитанию и обучению молодежи в Чувашской республике./ Галкин В.П., Мукин В.А., Чебоксары, 1995 г. 3. “Концепция вахтовой средней школы”/ Галкин В.П., Мукин В.А. Некоторые элементы предложенных концептуальных положений с тем или иным успехом были внедрены как в производственный процесс, так и в структуру системы образования Республики (?), а также переданы министрам образования Чувашии (Р.Морозову,В. Данилову) и России (В.Г.Кинелеву в его приезд в ЧувГу). В указанных работах упор делался на народнохозяйственные и народообразующие функции системы образования, в которой школа и Университет(ы) являются основными ячейками воспроизводства народа – общества, и ядра народного хозяйства – агропромышленного комплекса – деревни. В концепции, на уровне проработки “Вахтовой школы”, основное внимание уделялось сохранению села и национальной народной культуры, а также развитию науки – основы современного общественного мироустройства. Застойные явления в развитие России и Республики, которые наблюдаются в последние десятилетия, выразились в отсутствии спроса на предлагаемые подходы к организации культурного и научно-образовательного пространства региона. В настоящее время, когда в связи с изменением порядка государственного финансирования системы ВПО и переходом к двухуровневой форме подготовки специалистов, возникает проблема не только модернизации, но и сохранения как самого университетского комплекса, так и производственных отношений внутри него, представляется, что некоторые элементы предложенной тогда технологии организации науки и образования будут востребованы. При прочих равных условиях, для решения вопроса о направлении модернизации, необходимость в которой предполагается безусловной, необходимо первоначально рассмотреть три аспекта складывающейся ситуации в приближении первого или даже нулевого порядка:
Описанный цикл концептуального построения программы модернизации ЧувГУ предполагается повторить и повторять в качестве второго и третьего приближений. Как на начальном, так и на последующих этапах и уровнях организации производится ревизия ресурсов: организационно-правовых, интеллектуальных, кадровых, финансовых и т.п. Второй компонент “триады” цикла - “что хотим” – целевая функция, являющаяся определяющим компонентом системы модернизации, с точки зрения мобилизации коллектива Университета. Это основной компонент всей научно-образовательной политики как Универсистета так и Региона. Если будет поставлена пассивная цель – “вписаться в мировые тенденции”, перевести Университет в разряд периферийных второстепенных университетов, а то и просто закрыть его, то естественно необходимо выбирать соответствующие методы достижения этой цели: идти в кильватере обстоятельств, бросить все на самотек, согласиться с тем, что практически не осталось ни кадров, ни финансовых средств, ни оборудования и лабораторий. Если будет поставлена активная цель – “противостоять глобальным мировым тенденциям”, найти собственное место в общественном разделении труда, в качестве, например, “научно-исследовательского национального Университета”, то необходимо выбирать другие методы ее достижения: вести активную протекционистскую внешнюю и внутреннюю политику, отказаться от обезлички в кадровой политике, вспомнить позитивный опыт построения лучшей в мире системы высшего образования, существовавшей в СССР. Естественно, что это необходимо делать с учетом последующих, наработанных человечеством, достижений в области организации производства, технологий, науки и техники и реальных перемен, произошедших в обществе и народном хозяйстве. Возможна, например, и некоторая промежуточная цель – “сохранение либо воссоздание высокого уровня университетского образования при неблагоприятной исторической конъюнктуре”. Применительно к ЧувГу этот третий подход требует некоторого уточнения. Основная проблема заключается в том, что, не переосмыслив, что такое университетское образование, проблематично говорить о сохранении его высокого уровня. На сегодняшний день, несмотря на положительные формальные аттестации и имеющийся заметный скрытый потенциал, ЧувГу нельзя отнести к университетам, соответствующим велениям времени. Это связано не только с особенностями самого Университета и управления им, но и с особенностями окружающей его городской и республиканской промышленной, а также социально-политической среды. В качестве приближения “преднулевого” уровня рассмотрим ситуацию в городе Чебоксары и Республике. Состояние промышленности, культуры, общий уровень жизни населения: проблемы, пути и методы решения. Что имеем? Кратко (концептуальный вариант). Встречное несоответствие возможностей Университета и потребностей города, а также “народного хозяйства” республики. Университет “может” многое из того, что не востребовано сегодня, и “не может” многого из того, что сегодня востребовано. В итоге Университет и Республика являют собой систему со специфической инерционной, положительной обратной связью (СИПОС), в которой деградация одного ведет к деградации другого. Но и возрождение Республики, медленное, но возрождение, возможно за счет грамотного возрождения Университета. Необходимо отметить также “масштабный фактор”, заключающийся в том, что в регионе весьма ограничено число специалистов той или иной квалификации и образа мыслей, и выбор приходится делать из того, что есть. В силу масштабного фактора Республика не может иметь полноценных: Академии наук, Университета, научно-исследовательских институтов, администраций, министерств и ведомств. Более развернутое представление (для программного варианта) требует относительно большого времени на анализ. Что хотим? Кратко (концептуальный вариант). Защитить Народ Чувашии от негативных “вызовов современности”, обеспечить достаточно высокий уровень и качество жизни населения республики, города, работников Университета. Более развернутое представление (для программного варианта) требует относительно большого времени на анализ. Что можем? Для республики и Университета вполне возможно составить список “кадровых персоналий”, на основе которого и строить политику развития региона. Естественно, что это не номенклатурный список, в который те или иные персоны попадают по “клановым” либо семейным принципам, а функциональный список, опирающийся на деловые качества специалистов. Аналогично следует составить список технологических возможностей города и региона. *********** Имеющийся потенциал университета на уровне структуры (концептуальный вариант - человеческий фактор не анализируется). Факультеты Базовые факультеты – Технический Институт (факультет-декан): Строительный Григорьев Николай Федорович Машиностроительный Кузнецов Юрий Порфирьевич Электроэнергетический Кокорев Николай Алексеевич Электротехнический Алексеев Николай Константинович Радиотехники и электроники Пряников Виссарион Семенович Информатики и вычислительной техники Калмыков Багдат Минналимович Дизайна и компьютерных технологий Желтов Валериан Павлович Вспомогательные факультеты: Физико-математический Митрюхин Леонид Кириллович Химико-фармацевтический Насакин Олег Евгеньевич “Экзотические” факультеты первого уровня: Медицинский институт - Педиатрии и стоматологии Бушуева Эльвира Валериановна Лечебный Волков Владимир Егорович “Экзотические” факультеты второго уровня: Управления и психологии Кадышев Евгений Николаевич Экономический Яковлев Анатолий Егорович Экономики и менеджмента Рябинина Элина Николаевна Историко-географический Широков Олег Николаевич “Экзотические” подразделения третьего и последующих уровней: Журналистики Данилов Анатолий Порфирьевич Чувашской филологии и культуры Родионов Виталий Григорьевич Юридический Иванова Елена Витальевна Факультет искусств Яклашкин Морис Николаевич Филологический Корнилов Геннадий Емельянович Факультет по работе с иностранными студентами Водянов Николай Григорьевич Факультет до вузовской подготовки Петров Николай Аркадьевич Филиалы, осуществляющие подготовку кадров с высшим профессиональным образованием по дневной и заочной формам обучения (3); Центр дополнительного образования; Научно-исследовательская часть; Научно-технологический парк; Информационно-вычислительный центр; Центр здоровья; Спортивный комплекс; Дворец культуры; Пресс-центр; Редакция газеты “Ульяновец”; Редакция газеты “Чувашия сегодня”; Профком работников Конкретные предложения. Учитывая относительную уникальность ЧувГу, а именно наличие в едином комплексе самых разнообразных факультетов: технического, гуманитарного, медицинского, машиностроительного и строительного (выделены особо) направлений, – для модернизации системы предлагается использовать внутренние ресурсы, не требующие существенного внешнего финансирования. Это может быть решено с помощью привлечения научно-административного ресурса – разработки концепции и доведения ее до всех заинтересованных сторон коллектива – научно-образовательной политики. Концептуально-анархическое управление позволяет реализовать “метод малых побед”, когда каждый исполнитель видит свое место в общей деятельности коллектива и может реализовать свои возможности, которые никто кроме него не в состоянии ни увидеть, ни оценить. Необходимость наличия системы обратной связи и сложность ее реализации применительно к творческому труду, предполагает тщательный отбор показателей и персоналий, осуществляющих эту деятельность. В этом, в общем-то, и заключается “талант руководителя”. Все перечисленные факультеты могут быть в научном и образовательном аспектах формально интегрированы в направление работы НИУМП “Лаборатория проблем цивилизации” ЧувГУ: “Обеспечение жизнедеятельности человека и общества в современном мире”. Т.е. предлагается это направление развернуть на весь Университет (словосочетание “обеспечение жизнедеятельности в последние десятилетия приобретает все более актуальное звучание). При этом образовательные и научные программы приобретут несколько иное “звучание”. Например, стоматологи будут учиться не “пломбы ставить”, а обеспечивать высокую продолжительность жизни человека-пациента. Основной упор в научных исследованиях стоматологического факультета будет делаться не на получение новых пломбировочных материалов, а на предотвращение кариеса и других заболеваний полости рта и зубов. А материаловедение будет лишь актуальной промежуточной целью, подчиненной общей задаче. При этом, для пломб будут выискиваться, например, совместно с биологами, инженерами и физиками “биологически” активные материалы, устройства, приборы, производящие профилактику кариеса, стоматита. Возможны другие глобальные тематики, максимально накрывающие деятельность Университетских подразделений и служащих системообразующим фактором, образующих сетевые научные системы-программы с включением в связывающие “узлы” имеющийся научный потенциал – специалистов. Лет 15-20 тому назад, одним из авторов настоящей работы, предлагалось сделать упор на вакуумно-плазменные нанотехнологии. Тогда ими занимались к.ф.-м.н. Новиков Н.Д., к.т.н. Кузнецов Ю.П. – машиностроительный факультет, позднее подключился к.т.н. Кочаков В.Д. – физико-математический факультет. Сегодня время разворота упущено, в этой области существует мощнейшая конкуренция, и повернуть Университет практически с нуля в область “всевозможных” нанотехнологий не представляется актуальным. Естественно, что это перспективное направление следует всячески поддерживать и развивать, как перспективное именно в конъюнктурно-инновационном плане и имеющее 15 летний задел в своей относительно узкой области. Другое “глобальное” направление, которое может быть реализовано с минимальными затратами ресурсов – измерения, моделирования различных процессов и учет. Измерение и моделирование всего и вся. Современное развитие технологий моделирования и измерений, дешевизна измерительных инструментов, доступность вычислительной техники, наработанные методики обработки результатов исследований позволяют с минимальными затратами организовать подготовку специалистов практически всех специальностей с усиленным “метрологическо-исследовательским” компонентом их квалификации, способных “видеть картину Мира в целом”. Фактически это некая “сетевая магистратура в рамках бакалавриата”. В перспективе способная трансформироваться в национальный исследовательский Университет. 1. Модернизацию ЧувГУ и преобразование его в современный, востребованный обществом университетский комплекс произвести поэтапно и системно – в мягкой форме, учитывая имеющиеся наработки. На первом этапе, учитывая масштабный фактор, проводится сбор информации о реальном, а не “отчетном” состоянии ЧувГу, путем экспертно-аудиторского исследования (естественно, необходимы свои, доверяющие друг другу аудиторы). Исследуется возможность возврата и привлечения к научной работе в рамках “лабораторий” и “льготного налогообложения” специалистов, покинувших Университет по тем или иным причинам, но находящихся в городе и Республике. Осуществить поиск “самородков”, которые есть в городе и республике, но не задействованы по тем или иным причинам. Далее производится “обучение” профессорско-преподавательского состава, выявление энтузиастов и способных к инновационной и творческой деятельности, с последующим включением их в основную часть системы преобразования ЧувГУ. 2. Для выполнения этой работы необходимо создание “штаба модернизации” - группы, разрабатывающей и оперативно корректирующей ход преобразования – научно технического совета (НТС) собранного не по формальным – должностным, а по творческим показателям, как это бывает в научных коллективах. Необходимо “реанимировать” СНО и СКБ, создав перспективные, в плане обучения методологии научных исследований, научно исследовательские группы с “внешним” и “внутренним” финансированием. Первое осуществляется за счет средств ЧувГУ, второе – за счет деятельности, направленной на получение грантов и “производственных заказов”, самих групп исследователей. Создание межфакультетских и межвузовских (в пределах города) научно-технических учебно-исследовательских проектов. Деньги можно брать и с города и с республики на “взаимовыгодных” началах. В настоящее время эти возможности практически не используются. 3. Произвести “мягкое лоббирование” элективных курсов для желающих в сторону их престижности для обучения дисциплинам и циклам дисциплин типа: “Основы предпринимательства” “Основы конструирования”, “Основы управления”, “Введение в экологию”, “Введение в программирование”, “Основы журналистики”, “Инженерная психология”, “Введение в культуру мышления”, “Основы правовой защиты человека и гражданина”, “Проблемы цивилизации”, “Основы методологии науки и маркетинга”. “Основы безопасности”, “Основы муниципального права”, “Физика плазмы”, “Элементы лазерных технологий”, “Элементы теории и практики переписки с муниципальными структурами” и т.п. Курсы могут быть платными с минимальной стоимостью абонемента – оплата коммунальных расходов. Многое из этого делается, но вопрос касается расстановки акцентов, ориентирование студентов в направлении престижности качественного образования. 4. Произвести “мягкую модернизацию” цикла физической культуры в направлении “основы медицинских знаний”, “самообороны без оружия”, “скалолазания”, “водного туризма и экологии” (использование Заволжья, озер, малых рек, островного комплекса на Волге – летний мобильный спортлагерь, типа игры “Зарница”, на островах в палатках и т.п. – географический факультет) – ДОСААФ – в качестве зачетных мероприятий по физической культуре. Возродить турклуб и спортклуб в проекции учебы, а не соревновательной деятельности или отдыха, в проекции приобретения навыков выживания и обеспечения жизнедеятельности, ее безопасности, а не спорта как такового. 5. “Фоновое преобразование” производится сверху, определяя “живое творчество” масс. Системообразующим фактором деятельности университета можно выбрать, как говорилось выше, направление: “Обеспечение жизнедеятельности человека и общества в современном мире”. Это научно-хозяйственное направление задает вектор деятельности кафедр факультетов. На факультетах и кафедрах необходимо создать бюджетные научные направления (слегка модернизировав имеющиеся). Эти направления разрабатываются в рамках типовых, курсовых и дипломных проектов. Например, на факультете “Дизайн и компьютерные технологии” могут быть системообразующими такие направления как “Управление состоянием и контроль его динамики функциональных объектов (систем)” (специальность АСУ+стройфак+ИВТ), “Умный дом” (специальность АСУ+Дизайн интерьера+стройфак+ИВТ). На медицинском факультете “Здоровый образ жизни” (специальность педиатрия + стоматология + лечебное дело ) или “Безопасность жизнедеятельности” (лечебное дело + ИВТ + кафедра безопасности жизнедеятельности + экология). В рамках университета создаются дополнительные элективные циклы, которые рекомендуются студентам для обучения. С соответствующим обоснованием и убеждением в необходимости этих знаний сверх программы: научно-исследовательская, конструкторская, правовая и экономическая подготовка – перекрестные образовательные и практические “научно-образовательные” циклы. Например: студенты программисты при желании могут изучать предметы с других технических факультетов, преподаваемые университетскими кафедрами, но не в рамках “второго образования”, а в рамках элективных курсов первого. Здесь вопрос не “диплома”, а вопрос квалификации – специализации. Другой пример: студент, обучающийся по специальности электрические аппараты, работающий продавцом, может слушать лекции и сдавать для себя экзамены по экономике, маркетингу, бухучету, праву и т.п. Студент электрик, желающий специализироваться на разработке приборов для медицины, может пройти курс начальной подготовки по биологии и смежным дисциплинам на медицинском факультете. Или студент, желающий разрабатывать технические и технологические устройства для строителей, может пройти соответствующую подготовку на машиностроительном и строительном факультетах. По кафедрам. Кафедра физики может учить всех желающих – физическим методам постановки измерительных и прочих экспериментов, кафедра математики – математическим методам обработки результатов всевозможных измерений. Вывод На первом шаге: учитывая сложившуюся ситуацию с наличием научных школ и научно-педагогических кадров в Республике и Университете, в качестве ближайшего действия первого приближения предлагается “развернуть” образовательный процесс в сторону подготовки специалистов с углубленным изучением измерительно-метрологической компоненты инженерного образования и всевозможного моделирования различных процессов. С первого сентября 2010 г. все факультеты и кафедры начинают трансформировать содержание читаемых курсов в сторону обучения студентов всевозможным измерениям (азам научной, исследовательской и организационной деятельности). |