В заключение рассмотрим пример построения опорной модели,
обобщения, позволяющего «упаковать» информацию на примере понятия «смысл».
За основу возьмем одну из достаточно новых работ посвященных исследованию
этого понятия [Л11], помещенных в сети Интернет
[45]. «Известно, что предпринимались неоднократные попытки
исключить смысл из сферы научного анализа. Следует отметить, что для этого имеются определенные основания.
Одно из них связано с представлением о смысле как экстралингвистическом явлении. В этом легко убедиться,
если обратиться к тем определениям данного явления, которые даются в некоторых толковых словарях. Наиболее
общим признаком, содержащимся практически в каждой дефиниции данного понятия, является его отнесенность к
ментальной, а не языковой сфере. Согласно таким определениям смысл - это «внутреннее содержание, значение,
постигаемое разумом...» (Словарь русского языка 1987), «разум, рассудок, внутреннее логическое содержание,
постигаемое разумом... » (Словарь русского языка 1984), «идеальное содержание, идея, сущность... »
(Советский энциклопедический словарь 1980) и др. Другим основанием, по которому выделяется данное понятие,
являются характеристики, связанные с деятельностью сознания: «разумное основание, назначение, цель,
резонная причина... » (Словарь русского языка 1984), «цель, разумное основание...» (Словарь русского
языка 1987), «предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо...» (Советский энциклопед. словарь
1980) и др. Все это несомненно имеет отношение к экстралингвистическим явлениям: «смысл события, смысл
происходящего, смысл поступка, смысл жизни» и др. Примечательно, что в Лингвистическом энциклопедическом
словаре отдельная статья, посвященная смыслу, отсутствует вообще (Лингвистический энциклопедический словарь
1990). Возможно, это связано с оценкой данного понятия составителями словаря как не имеющего прямого
отношения к языкознанию.
Из отмеченных выше словарей собственно языковой аспект
смысла отражен лишь в Советском энциклопедическом словаре, где он рассматривается как частный случай, как
одно из значений. Приведем это определение полностью: «Смысл - идеальное содержание, идея, сущность,
предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни), целостное содержание какого-либо
высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти
значения..., в логике, в ряде случаев в языкознании - то же самое, что значение» (Советский энциклопед.
словарь 1980).
Лингвистический аспект смысла представлен также в Логическом
словаре-справочнике: «Смысл - содержание знакового выражения; мысль, содержащаяся в словах (знаках,
выражениях)... » (Логический словарь-справочник 1975).
Экстралингвистический
характер смысла раскрывается в ряде работ, принадлежащих не только лингвистам, но и логикам, философам».
Статья большая, пространная, в заключении автор приходит к выводу: «Во всякой своей деятельности человек
ищет смысл, который служит ему и целью, и стимулом, и средством. «Человек стремится обрести смысл и ощущает
фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным» (Франкл 1990, [12]
). Нахождение смысла во многом определяется той задачей, которую человек вынужден
решать в тех или иных жизненных обстоятельствах. Появление в сознании доминанты, возможно подобно нахождению
«функционального решения» в процессе переструктурирования проблемной ситуации, о котором писали представители
гештальт-психологии (Дункер 1965). Об этом же пишет и В.Франкл: «Процесс нахождения смысла подобен нахождению
гештальта» (Франкл 1990, 12). Доминанта, возникая в сознании, стягивает вокруг себя определенное содержание,
переструктурирует его и тем самым организует определенным образом семантическое пространство. Нахождение
таких доминант, возможно, и есть переход на смысловой код, который непосредственно не наблюдаем, но
осознается как таковой всеми. Применительно к тексту внешним проявлением такой доминантности, очевидно,
является оперирование такими единицами, как ключевые слова, смысловые вехи, опорные пункты
[46], создающие своеобразный «рельеф» формирующегося в сознании
семантического пространства». Анализ приведенных цитат показывает, что создание и сохранение смысла
текста заключается в поиске и создании опорных систем.
Наряду с развитием языка,
можно наблюдать и определенную его деградацию, связанную с тем, что периодически «мощность отдельных
интеллектов», становится соизмеримой [47] с мощностью больших
групп людей (в последнее время и всего человечества). При этом слова и идиоматические выражения, искажаемые
этими «интеллектами», приобретают либо теряют определенную смысловую «гармоничность».
Появляется новый, гипертрофированный или даже вообще полностью искаженный смысл.
Тем не менее, между миром и его отражениями существует некоторое динамическое равновесие, которое позволяет
пользоваться этими моделями до поры до времени [Л3]:«К счастью, на деле
нам надо не столько знать будущее, сколько уметь разумно действовать. А это значит, что главная ценность
прогноза - в указании наиболее опасных вариантов развития событий. Если опасность осознана как в принципе
возможная, то меры против нее надо предусмотреть независимо от того, вероятна она или нет».
Использование же других алгоритмов развития (оптимистических) при расхождении моделей
с действительностью ведет систему к неминуемой гибели.
Изменение и примитивизация
первоначального значения слов и понятий получившее в условиях современного мира заметное распространение,
в том числе и из-за того, что информационные блоки (сообщения, доклады, статьи и т.п.) претерпевают
многочисленные переводы с одного языка на другой, и неадекватное вычленение понятий (вещей) в окружающем
нас мире являются нормальными процессами развития общества, языка и познания; а более конкретно: создания,
обработки (использования) и передачи информации; процессом требующим, однако, периодического возврата словам
и понятиям смысла, или же его уточнения и пересмотра, что, в ообщем-то, тоже самое.
Так, что же такое смысл? Философы и лингвисты отмечают, что «смысл каждого слова
есть и результат, и средство понимания (истолкования) смысла других слов». И с лингвистической и с
философской точки зрения это вроде бы правильно - это не тавтология, это – рекурсия
[48].
Хороший практический результат дает следующее понимание термина «смысл»:
смысл – результат информационного взаимодействия функциональной системы с внешним миром, позволяющий
последней совершить конкретное действие, связанное с конкретной ситуацией возникшей (возникающей) в мире в процессе
этого взаимодействия.
Занимаясь поиском смысла сообщения или ситуации, человек всегда имеет дело со
спектром смыслов (множеством вариантов действий) и выбирает из них одно - которое и будет воплощено (совершено).
Выводы.
1. Анализируя природные и общественные процессы, мы можем видеть, что они имеют
рекуррентную форму, аналогично необходимо строить и соответствующие им модели, т.е. рекуррентный Мир
требует и рекуррентного моделирования.
2. Мышление является свойством мозга
индивидуума (его сознания и подсознания), интеллектуальные ресурсы которого ограничены, и проявляется
в форме построения образных, вербальных и идеомоторных моделей будущих состояний Мира, являясь, в свою
очередь, частью этого Мира, т.е. определяет процессы в нем. Совершенство этих моделей определяет и
совершенство Мира. В настоящее время речь идет уже не только об обществе, но и биосфере в целом.
3. Язык является общественно-биологическим феноменом (второй сигнальной системой),
развивающимся по «собственным законам», влияющим (иногда даже определяющим образом) на мышление и действие
индивидуума, но не частью самого мышления. Являясь по отношению к индивидууму и его мышлению «внешним
независимым объектом» язык может «повести» к целям, не совпадающим с целями человека, или быть использован
«третьими силами».
4. В различных языках даже однозначные, казалось бы, слова могут
иметь неодинаковый смысловой спектр, в связи с чем адекватность общения людей различных культур и точность
перевода с одного языка на другой может быть обеспечена не только при понимании всего контекста культуры, в
которой возник данный язык, что общепринято, но и целей, которые преследует говорящий, что общеизвестно, но
очень часто не учитывается в реальной жизнедеятельности. То есть для адекватного ориентирования в обществе и
текстах недостаточно соответствии языка и мышления индивидуумов, находящихся в диалоге. Необходимо еще и
правильное прогнозирование будущего (прошлого) состояния Мира.
5. Характерной особенностью
общества является то, что временами на «человека разумного» находит некоторое умопомрачение, связанное с
таким компонентом его интеллекта как воспитание, которое выводит ситуацию из под контроля. Наглядным тому
примером является диалектический материализм [49] , являющийся
выдающимся достижением философии, довольно быстро переродившийся в наше время в догматизм и примитивизм
[50] . Произошла потеря смысла того, что люди делают.
________________________________________
Литература
[Л1] Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди. В сборнике: Избранные труды. Пер. с испанского / Сост., предисл. и общ. ред. А.М.Руткевича. - М.: Издательство «Весь Мир», 1997. - 704 с.
[Л2] Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Там же.
[Л3] Ю.В.Чайковский «Познавательные модели, плюрализм и выживание». Международный журнал «Путь» N1, 1991.
[Л4] Марксистко-ленинская философия. Диалектический материализм. Ред. Коллегия: А.Д.Макаров и др. М.: «Мысль», 1967. - 367с.
[Л5] Галкин В.П., Попов Ю.А., Порфирьева С.А. Проблемы современности. Теоретические аспекты и основы экологической проблемы - введение в культуру мышления и экологию. Контекстное учебное пособие к циклу «Экологические проблемы человечества». Экология, социология, философия, право. Часть 3. Чебоксары, 1997.
[Л6] Галкин В.П. Проблемы современности. Теоретические аспекты и основы экологической проблемы - толкователь слов и идиоматических выражений. Контекстное учебное пособие к циклу «Экологические проблемы человечества». Экология, социология, философия, право. Часть 2. Чебоксары, 1997.
[Л7] Warren McCulloch. Embodiments of Mind. Gambridge, Mass.: MIT P, 1965.1-18.
[Л8] Философская энциклопедия. Гл ред. Ф.М.Константинов. - М.: «Советская энциклопедия», 1966.
[Л9] Философский словарь. Под ред. М.М.Розенталя. Изд.3-е. М.:Политиздат, 1972. - 496 с.
[Л10] Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1998.- 576 с.
[Л11] A.И.Новиков. Смысл: семь дихотомических признаков. Из кн.: Теория и практика речевых исследований (АРСО-99). Материалы конференции. М., 1999./ Интернет-журнал «Ломоносов».
[Л12] Франкл В. Человек в поисках смысла. М.1990
________________________________________
О работе. Незаконченная статья. Предназначена преимущественно для студентов, как иллюстративный и рабочий материал, который предлагается использовать при подготовке к зачету.
[1]- по терминологии автора являются негуманоидными, античеловеческими.
[2]- опорные модели в познании выполняют функцию аналогичную функции скелета в живом организме: определяют основную форму и придают ей жесткость. Основное требование, предъявляемое к опорным моделям, - адекватное соответствие Миру и возможность использования в системах с ограниченными временными, физическими, физиологическими, интеллектуальными и другими функциональными ресурсами.
[3]- свидетельством чего является, например, настоящая работа.
[4]- если конкретизировать область рассмотрения, то человек является подсистемой информационной системы Биосфера и, далее, Общество и/или его части, находящихся в непрерывном движении, изменении - динамике.
[5] - поскольку «человек - животное общественное», а язык является одним из основных феноменов его общественного бытия, рассматривать проблему взаимосвязи мышления и языка, не затрагивая процессы в обществе, в данной работе не представляется возможным.
[6] - остальные модели - это уже модели вещей Мира, но не Мира в целом.
[7] - Дж. Сорос выбран, независимо от нашей оценки правильности (моральности) его целей, в качестве примера практика, который широко использует достижения гуманитарных наук в своей деятельности.
[8]: - модели, подходы к познанию.
[9] - не могу отказать себе в удовольствии процитировать Ю.В Чайковского: «Изучая какое-либо множество, она (диатропика) всегда выявляет в нем ядро типичных объектов, для которых выраженные закономерности выполняются очевидным образом, и периферию - сравнительно немногочисленные объекты, на которые закономерности данного множества видимы плохо, вплоть до, может быть, полного отсутствия. Дело в том, что в больших системах обычный причинно-следственный (казуальный) подход лишается прогностического смысла: каждому факту можно указать много причин, из каждого факта - много следствий, и всех их задним числом можно объяснить. Прогноз вырождается в гадание. Нужна новая логика - логика ценоза. Нет возможности вычислить будущее поведение системы: любое вычисление производится в рамках какой-то модели, а потому может оказаться в корне ошибочным из-за нечета моделью детали или параметра, казавшихся несущественными, но оказавшихся главными. По этой же причине нет смысла выяснять, какая из возможностей более вероятна. К счастью, на деле нам надо не столько знать будущее, сколько уметь разумно действовать. А это значит, что главная ценность прогноза - в указании наиболее опасных вариантов развития событий. Если опасность осознана как в принципе возможная, то меры против нее надо предусмотреть независимо от того, вероятна она или нет».
[10] - в нашем понимании язык и мышление разные вещи, в отличие, например, от понимания некоторых ученых, которые считают, что язык обладает двумя функциями - мышление и коммуникация (обычно ссылаются на высказывание Выготского «Мысль не выражается в слове - мысль совершается в слове». (Интернет. Дистанционное обучение - Основы психолингвистики, Москва, «Смысл», 1997 ). Язык всего лишь один из продуктов «мышления».
[11] - рекуррентная последовательность: последовательность величин (или понятий) связанная формулой, выражающей n-й ее член через k предыдущих. Рекуррентные системы - самообучающиеся системы.
[12] - что было замечено еще древними мыслителями: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» (Гераклит из Эфеса - 500 г. до н.э.), «… этого нельзя сделать и один раз» (Кратил - 480 г. до н.э.).
[13] - правда, иногда их пытаются решать, как в силу незнания, так и в силу имитации деятельности, в рамках общественного механизма перераспределения ресурсов (благ).
[14] - механизмы вытеснения в данной работе мы рассматривать не будем.
[15] - все живое, в отличие от мертвого, для своего сохранения вынуждено непрерывно принимать решения и совершать те или иные действия.
[16] - отсюда и древние споры об «абсолютной» и «относительной» истине, показавшие, что определенные алгоритмы поведения позволяют ориентироваться в мире вполне адекватно даже при использовании очень приближенных моделей.
[17] - несмотря на то, что понятие избыточность применяется многими частными науками, в философии оно не отражено, по крайней мере, эта категория не отражена в работах [Л7],[Л8],[Л9].
[18] - под вещью здесь понимается, то, что представляет для человека ценность.
[19] - здесь: «сущность» - потенциальная (полная), а «явление» - реализовавшаяся совокупность свойств вещи.
[20] - естественное - существующее само по себе; в отличие от искусственного, естественное самодостаточно - само себе дает основание - самовоспроизводится. Естественное возникает независимо от воли и желания человека. Это все то, что мы не можем сделать или изменить, то, что нам неподвластно. Создавая и предполагая иметь нечто искусственное, человек обнаруживает вдруг, что одновременно возникли и другие, не запланированные им ранее вещи, т.е. вещи, которые избыточны, с точки зрения замысла. В этом смысле все естественно возникшие объекты Мира избыточны. Избыточное это то, что выходит за пределами желаемого. Мышление человека также обладает избыточными свойствами.
[21] - в процессе эволюции сохранились лишь те системы, которые обеспечивали «быстродействие» моделирования достаточное для ориентирования в «реальном масштабе событий»: время построения моделей существенно меньше времени требуемого для заметного изменения мира.
[22] - предварительное преобразование сигнала производится уже в глазу, который является, кстати, частью мозга, и передается в другие его области по нервному пучку одновременно из разных областей сетчатки. Аналогично действует параллельный интерфейс в вычислительных машинах.
[23] - логического метода обработки информации.
[24] - наиболее удобными для этих целей представляются системная и диатропическая модели познания.
[25] - дерева, пирамиды и т.п.
[26] - собственно говоря, любое слово является идиоматическим выражением.
[27] - далее мы под индивидуумом будем понимать, преимущественно, отдельную ячейку информационного континуума: человека, группу, группу групп и т.д.
[28] - за малым исключением. Опора на единый Мир обеспечивает возможность понимания людьми друг друга.
[29] - с учетом естественного исторического и ландшафтного разброса.
[30] - за исключением миров психически больных людей.
[31] - достаточно очевидное утверждение, которое в реальной жизнедеятельности очень часто затушевывается, преимущественно в политических и сугубо прагматических целях, когда предпочитают ограничиться первым (как правило, неверным) приближением. На бытовом уровне это проявляется как «поиск простых решений».
[32] - под мышлением здесь понимается как сам процесс умственной деятельности вместе с созданными в этом процессе моделями, так и конкретная реализация тех или иных его врожденных и приобретенных форм, определяемых особенностями организма индивидуума и его интеллекта. Можно выделить, например, такие формы мышления: адекватное, ущербное, шизофреническое, традиционное, догматическое, критическое, самостоятельное, несамостоятельное, спонтанное, детерминированное и т.п.
[33] - моделирование на подсознательном уровне.
[34] - отметим кстати, что все жалуются на недостатки своей памяти и, практически, никто не жалуется на недостаток ума (разума) и воспитания.
[35] - этот драматический алгоритм мышления наглядно показывает, что ожидать адекватных решений задач от тех масс людей, которые занялись перестройкой нашего общества, просто-напросто глупо: они будут стремиться найти «готовое решение», а его нет.
[36] - животным достаточно иметь интеллект, требование быть личностью, существенно меньше, чем для человека, но не исключает «самоотверженного поведения». В свою очередь и человек способен существовать на, всего лишь, животном уровне.
[37] - мощностью, коэффициентом усиления микросхемы, быстродействием, полосой пропускания и т.п.
[38] - обобщающего личный опыт автора. В данной статье аналогом толкователя являются сноски.
[39] - идиоматические выражения здесь понимаются расширенно, как употребление слов в контексте.
[40] - процесс, судя по всему, наблюдается в планетарном масштабе. Не исключено, что неправильное применение слов ведет к шизофренизации и индивидуального сознания.
[41] - подобные явления представляются совершенно неприемлемыми для нормального образовательного процесса, который по определению должен давать учащимся знания адекватно описывающие мир. В связи со всем вышесказанным работа в области языка стала одним из направлений деятельности «Лаборатории проблем цивилизации».
[42] - вместо слова число можно подставить «любое» другое. Цитирование производится по [4].
[43] - нравственного повеления.
[44] - заключающаяся в снижении требований к общему интеллектуальному уровню населения.
[45] - интернет-информация в строгом смысле не является публикацией за которую «отвечает» автор, так как ее достаточно легко могут «подкорректировать» посторонние (хаккеры), но для наших целей приведенные в статье рассуждения вполне подойдут.
[46] - подчеркнуто нами.
[47] - в силу случайного стечения обстоятельств, или сложившихся общественных отношений.
[48] - что, кстати, делает зачастую тавтологичные определения вполне приемлемыми для осуществления основанных на них действий.
[49] - собственно говоря, рекурсия и диалектика - практически слова синонимы.
[50] - можно, конечно, сказать, что это был не диамат, а его суррогаты. Но в рамках наших моделей «ядро-периферия», следует считать, что мы имеем дело свсе же с вечно живым, развивающимся и эволюционирующим учением, т.е. диалектическим материализмом.
|