treb_2012_filos _jurisprudenzija

 

Вопросы для подготовки к экзамену по «Философии»

Общее замечание для студентов первокурсников юридического и «математического» факультетов.
     
Студент, готовясь к экзамену по философии и другим предметам, должен понимать, что он сдает не вопрос, не билет, а предмет «Философия». Вопросы в билете являются лишь входом в тот или иной раздел философии, позволяющим начать преподавателю предметный разговор. Поскольку в экзаменационных билетах будет всего лишь 60 вопросов из нижеприведенных 90, то рекомендуется предварительно сгруппировать вопросы по темам. За основу для группировки можно рекомендовать сравнить, например их с оглавлением учебника по философии, либо с требованиями ГОС (государственного образовательного стандарта) к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.


  1. Современная цивилизация и стоящие перед ней проблемы.
  2. Основные функции Философии: онтологическая, гносеологическая и методологическая.
  3. Свобода.
  4. Философско-экологические проблемы человечества в конце ХХ в.
  5. Реальное и идеальное.
  6. Сознание.
  7. Философско-социальные проблемы человечества в конце ХХ в.
  8. Рассудок и разум. Здравый смысл и научная теория.
  9. Мера.
  10. Философско-экономические проблемы человечества в конце ХХ в.
  11. Знания и переживания. Смысл и значения.
  12. Общее.
  13. Жизненный цикл человека, человек и общество.
  14. Вселенная. Теория большого взрыва. Теологические притязания. Антропный принцип.
  15. Следствие.
  16. Проблемы современного образования
  17. Классификация форм движения, изменение и развитие материи и ее методологическое значение.
  18. Сознание.
  19. Проблема «маленького человека».
  20. Основные подходы к проблеме материи. Материальный мир. Система мира.
  21. Система.
  22. Философия и ее кризис. Особенность философских знаний. Сложность изучения философии.
  23. Телеологическая и вероятностная концепция эволюции. Проблема прогнозирования.
  24. Свойство.
  25. Информационные системы: клетка, организм, общество. Механизм «передачи информации». Особенности передачи информации между уровнями.
  26. Душа и тело. Монизм, дуализм и интеракционизм.
  27. Возможность.
  28. Категории философии, язык и мышление.
  29. Материализм, его история и разновидности.
  30. Явление.
  31. Особенности использования хранящейся в памяти информации и основные типы памяти.
  32. Проблема духовности. Свобода воли.
  33. Действительность.
  34. Философские и логические задачи: переходы между ними.
  35. Вещь, свойство и отношение. Объективная и виртуальная реальность.
  36. Материя.
  37. Формы мышления: линейное, плоскостное и объемное мышление.
  38. Статистическая и динамическая модели Вселенной.
  39. Движение
  40. Критическое, традиционное и догматическое мышление. Самостоятельное и несамостоятельное мышление.
  41. Человек, пространство и время.
  42. Качество
  43. Непрерывность мира. Отношение между реальностью и возможностью.
  44. Движение, изменение и развитие как способы существования материи.
  45. Пространство
  46. Понятие вещи. Базовые категории философии. Интеллектуальные модели (категории).
  47. Идеализм и его разновидности.
  48. Время.
  49. Феномен человека и его интеллекта. Алгоритм передачи информации.
  50. Особенности философского мышления. Спекулятивность и парадоксальность.
  51. Количество.
  52. Структура интеллекта и личности.
  53. Вечные проблемы в отношениях человека к миру. Видение мира в «человеческих измерениях».
  54. Противоречие.
  55. Классификация наук. Философия в системе естественных, технических и гуманитарных наук.
  56. Случайность и необходимость. Волюнтаризм, фатализм и авантюризм.
  57. Закон.
  58. Свойство - проявление сущности вещи.
  59. Познание качества через его количественные характеристики.
  60. Необходимость. Случайность.
  61. Цивилизация и культура: общее и различия.
  62. Самодвижение как способ разрешения противоречия.
  63. Мораль и практика. Правда и ложь.
  64. Восхождение от абстрактного к конкретному.
  65. Форма и содержание.
  66. Особенности мышления человека. Типы мышления. Сознание и подсознание.
  67. Принцип системности в познании.
  68. Правда и ложь.
  69. Системы познания (мышления): схоластическая, механистическая, статистическая, системная и диатропическая.
  70. Поиск смысла жизни. Практика как проекция человеческой сущности.
  71. Взаимосвязь, содержание и форма.
  72. Общественные, негуманоидные процессы. Общественный кризис в IX-XX вв.
  73. Формы научного познания. Проблема, научный факт, гипотеза и теория.
  74. Явления и сущность.
  75. Категории бытия, основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания.
  76. Чувственное и рациональное в познании.
  77. Причина и следствия.
  78. Мировоззрение, мироощущение, миропонимание.
  79. Единство противоположностей как онтологический принцип.
  80. Принцип меры.
  81. Восстание масс. Идея правового общества, права человека: теория и практика.
  82. Эволюция и развитие.
  83. Количество и качество.
  84. Информационный шум, его причины и возможные негуманоидные последствия. Методы борьбы с информационным шумом.
  85. Эволюция форм отражения.
  86. Единичное и общее.
  87. Диалектическое мышление.
  88. Методы ведения спора.
  89. Проблема истины. Критерии истины. Конкретность истины.
  90. Возможность, действительность и вероятность.

 

 


Требования ГОС к обязательному
минимуму
содержания основной образовательной программы
Направление: «Юриспруденция»
Дисциплина: Философия
Индекс     Дисциплина и ее основные разделы     
ГСЭ.Ф     Федеральный компонент     
ГСЭ.Ф. 09     Философия Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.      


Изучение и усвоение материала обязательного минимума основной образовательной программы по философии студентом производится в результате активного изучения предмета. Представляется, что структура деятельности студентов по освоению дисциплины должна складываться из следующих составных частей:
Посещения и прослушивания лекций. Важность данной компоненты тем более возрастает, что университет обладает ограниченными и неравноценными ресурсами учебной литературы.
Работы по подготовке к семинарским занятиям и работы на самих семинарских занятиях. Следует отметить, что лишь добросовестное выполнение программы семинарских занятий прививает студентам навыки самостоятельной философской работы. Представляется невозможным допуск к зачету и экзамену по дисциплине лиц, не выполнивших в полном объеме программу семинарских занятий.
Самостоятельного изучения учебного материала по программе курса. Данная часть работы является самой объемной и трудоемкой. Подготовка должна вестись с привлечением учебной и дополнительной литературы в библиотеках или домашних условиях.
Написание и защита самостоятельной работы по избранной, предложенной самостоятельно или назначенной теме.
Выполнение письменной или тестовой контрольной работы. Контрольная работа должна охватывать несколько тем и содержать элементы самостоятельной аналитической деятельности.

Предполагается, что в результате изучения дисциплины по описанной выше технологии студент будет:
иметь представление:
о месте и роли философствования в многообразии духовного опыта человека, связи философии с другими формами практики, структуре и функциях философского знания;
о генезисе философии и основных формах ее существования, связи философии с глубинными основаниями культуры и их взаимовлиянии;
основных философских проблемах, типологии подходов к их решению и значении последних для мировидения и миропонимания;
философском статусе бытия человека и сознания, основных формах отношения человека и мира, человека и общества.
знать:
ключевые философские категории;
основные философские методы;
главные исторические этапы развития философского знания, их периодизацию и характеристики.
уметь:
анализировать тексты философского характера, делать осмысленные выводы, основываясь на собственных мировоззренческих позициях;
формулировать и отстаивать собственную точку зрения.


Общее замечание по переписке с преподавателем по электронной почте: пояснительная записка представляется в электронном виде и присылается по электронной почте (e-mail: kureda@narod.ru) с сопроводительным письмом, удовлетворяющим требованиям делопроизводства (правила составления подобных писем посмотреть в сети Internet). Другие письма также желательно составлять учитывая требования стандартов и общепринятые рекомендации.

 

Default Template for Easy Text To HTML Converter

Hosted by uCoz