ФГОУ ВПО “Чувашский государственный университет им.И.Н.Ульянова”
НИУМП “Лаборатория проблем цивилизации” ЧувГУ
Проблема вычленения части из целого В.П. Галкин В свое время Протагор отметил, что “человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют”. Исходя из принципов доброжелательности и достаточного основания, будем полагать, что он правильно понимал проблему отражения мира в мыслях и сам не сужал без необходимости область притязания собственных философских построений (обобщений). Сегодня мы можем из этого древнего наблюдения вывести следствие, что ориентируясь в едином Мире, конкретный человек несет в себе как биологические (физиологические, расовые компоненты), так и социальные, этнические, обусловленные той эколого-социальной нишей, в которой он формировался. Можно считать, что и те и другие составляющие существа “человек” во многом определялись геобиосоциоценозами в которых началось и продолжалось формирование человека и в которых он ориентируется до сих пор: “здесь и сейчас”. Сначала человек индивидуальный формировался как вид, затем как племя, этнос, народ. Сегодня уже говорят о нациях. Наличные достаточные органы чувств и условия выживания определили набор доступных индивидуумам и популяции, как таковой, форм отражения мира и навыков выживания. Обобщение доступного и достаточного для существования и сохранения локального жизненного и исторического опыта, ограниченного пространственными и временными рамками, породило профессии и культуры. Последние, взаимодействуя друг с другом, образовали на сегодняшний день некоторый конгломерат, несущий в себе, как составные части темпорального и ситуационного плана, находки относительно небольших сообществ, обладающих относительно небольшим историческим опытом: племен, народов, этносов, и целых наций, которые могут быть определены как некие цивилизации. В зависимости от проекций, в которых рассматривается человечество, выделяют: древние и современные, западные и восточные, северные и южные, земледельческие и промышленные, мусульманские и христианские, конфессиональные и языческие, земные и внеземные цивилизации. Формирование конкретного индивидуума в недрах той или иной, в том числе и профессиональной, общности людей накладывает вполне конкретный опечаток на его интеллектуальные, ментальные и даже физиологические способности воспринимать единый Мир. Этот отпечаток, обусловлен как совокупным развитием человечества как единой цивилизации, так и культурными обычаями и навыками выживания того непосредственного сообщества, которое его приняло как свою часть и на которое ему приходится опираться в силу невозможности выживать самостоятельно – вне общества.
Сходная картина наблюдается и в области профессиональной деятельности, в которой сегодня, зачастую, к индивидууму не предъявляется требование адекватного Миру поведения, что существенно увеличивает уровень информационного шума и затрудняет ориентирование, повышая загрязнение информационной среды. Неадекватное деление Мира на части приводит к погрешностям определения не только начальных условий ориентирования интеллектуальных подсистем, которыми являются отдельные индивидуумы и их сообщества – рабочие коллективы, профессиональные ниши, этносы, народы, нации, – но и точек сочленения составляющих, вычленения отдельных частей – вещей. Говоря другими словами: сегодня, как и всегда, человек и как вид, и как индивидуум является не только мерой всех вещей для себя, но и соавтором творца всех вещей – природы как таковой. Вещей как феноменальных, так и ноуменальных. |