Лаборатория проблем цивилизацииСБОРНИК - Образование, которое мы можем потерять |
||||||||||||
Решение Ученого Совета Математического института на расширенном заседании Ученого Совета МИАН от 26 сентября 2001 г. 1. Математический институт им. В.А. Стеклова РАН выражает глубокую озабоченность состоянием и перспективами школьного математического образования в нашей стране. Наша система естественно-научного и, особенно, математического образования является национальным достоянием. Общепризнано, что на протяжении 2-й половины XX века она была лучшей в мире и до сих пор сохраняет свой высокий уровень. Одной из важнейших традиций отечественного образования является его фундаментальность, особенно в области математических и естественно-научных дисциплин. Именно это позволило нашей стране создать всемирно известные научные школы, в короткий срок успешно решить сложнейшие проблемы государственного значения. Так, в начале 60-х годов руководители США признавали, что соревнование в космосе было выиграно Советским Союзом за школьной партой. К сожалению, в последние годы качество школьного образования, в том, числе и математического, серьезно снижается, а в предлагаемых проектах модернизации школьного образования отчетливо проявляется тенденция к уменьшению значения математики и естественно-научных дисциплин. Необходимо тщательно взвешивать государственные решения по модернизации всей системы школьного образования и, в первую очередь, фундаментального. Ослабление математического образования и математической культуры в стране угрожает падением не только интеллектуального, но и индустриального, а впоследствии и военного уровня России. 2. Переданная из Министерства образования РФ "Концепция модернизации российского образования до 2010 года" в целом малоконкретна. Однако в ней есть положение, задающее основное направление предполагаемой модернизации: "... школа не дает трех важнейших составляющих стандарта знания наступившего века: информатики (включая умение вести поиск и отбор информации), иностранных языков и базовых социальных дисциплин (экономики и права)". В то же время в концепции отсутствует даже упоминание о важности фундаментального образования, в частности, математики. Такое представление о приоритетах школьного образования является абсолютно неприемлемым. Оно означает, по существу, отказ от проверенных жизнью традиций всей российской образовательной системы, в которой основными дисциплинами были и остаются русский язык и литература, математика и естественные науки. 3. В документе "Обязательный минимум образования" распределение арифметики и алгебры по классам неудовлетворительно. Материал, раньше успешно изучавшийся в неполной средней школе (до 8-го класса), которую оканчивало большинство детей, теперь растягивается до 10-го класса. Этим из курса основной школы полностью выбрасывается тригонометрия произвольного угла, понятия показательной и логарифмической функций. Предшествующий многолетний опыт показывает, что времени в пределах первых 10 классов для прохождения этого материала вполне достаточно. Такое распределение материала тормозит развитие учеников в основной школе и ведет к их перегрузке в старших классах. 4. Ученый Совет МИАН считает главной задачей обеспечение высокого уровня математического образования в основной общеобразовательной школе. Вместе с тем Ученый Совет поддерживает введение профильного обучения в старших классах там, где имеются необходимые для этого квалифицированные преподавательские кадры. 5. Ученый Совет отмечает неудовлетворительное состояние подготовки учителей математики в педагогических высших учебных заведениях. Необходима разгрузка программ педвузов и их конкретная ориентация на будущую работу учителя, как это предлагалось в постановлении Отделения математики 1988 года (см. Приложение 1). 6. Учёный Совет отмечает низкое качество учебников по математике, занявших первые места на конкурсе, проведенном Национальным Фондом подготовки кадров. Должен быть изменен механизм апробации новых учебников. Следует отказаться от практики присвоения книге министерского грифа учебника по рекомендации Федерального экспертного совета, основанной лишь на рецензировании без экспериментальной проверки в школе. Предложить Министерству образования ввести гриф пробного учебника. 7. Содержание обучения, составление программ и учебных планов не может быть прерогативой одного лишь Министерства образования. К экспертизе обязательного минимума содержания, выбора программ, распределения часов по конкретным дисциплинам необходимо привлекать людей, обогативших эти дисциплины фундаментальными знаниями. Ученый Совет считает, что принципиальные решения о содержании школьного математического образования должны проходить обязательную экспертизу в Математическом институте им.В.А.Стеклова. Вопросы содержания школьного образования должны также стать предметом обсуждения широкой общественностью, в первую очередь, работниками школ и вузов. 8. Ученый Совет считает целесообразным обсуждение разработанных Научно-методическим Советом по математике при Министерстве образования учебных планов, в которых, в частности, предлагается вернуться к прежнему числу часов на математику. 9. Ученый Совет считает необходимым провести объективную проверку состояния школьного математического образования в стране. В последний раз такая проверка проводилась Минпросом СССР совместно с Математическим институтом в середине 80-х годов. 10. Ученый Совет МИАН считает необходимым активизировать деятельность комиссии Отделения математики РАН по школьному образованию и рекомендует усилить её контакты с Министерством образования на постоянной основе. Отделение математики РАН и Математический институт им. В.А.Стеклова готовы принять самое активное участие в разработке программ школьного математического образования.
Приложения:
1. Постановление Бюро Отделения математики от 1988 года. 2. Письмо Советника РАН академика С.М.Никольского в Ученый Совет МИАН. 3. Проект базисного учебного плана полной общеобразовательной средней школы, разработанный Научно-методическим советом по математике Минобразования РФ.
|