Дубна, 18-22 сентября 2000 года
Мы, представители педагогической и научной общественности, собрались
в год, объявленный ЮНЕСКО годом математики,
чтобы обсудить тревожное состояние российского образования.
Развал системы образования таит угрозу национальной
безопасности страны, развитию гражданского общества,
модернизации экономики, что может привести к катастрофическим
последствиям для народов России.
Глобализация и усложнение экономических и социальных процессов
требуют высокого уровня логической и математической культуры
общества в целом. В этих условиях политика, направленная на
уменьшение роли и веса математики в системе школьного и вузовского
образования, представляется разрушительной.
В коренном улучшении нуждается система подготовки учителей.
Незамедлительно следует предпринять шаги, способствующие возвращению
должного уважения к профессиям учителя школы и преподавателя
вуза, повышению их социального статуса,
резкому повышению нынешнего уровеня зарплаты учителей, преподавателей
вузов, всех других работников образования. Необходимо также снизить
наполняемость классов, нагрузку на учителя, улучшить снабжение
учебно-методической литературой.
Конференция обсудила планируемые
радикальные меры, существенно меняющие всю систему образования в
стране, и пришла к выводу, что введение 12-летнего обучения и
всеобщего тестирования как основного способа оценки знаний учащихся
необратимо ухудшит уровень математического образования в России.
Предполагаемое введение системы тестирования является
неэффективным способом решения проблемы унификации выпускных и
вступительных экзаменов. По данным ЮНЕСКО,
единственная из развитых стран мира, в максимальной степени
применяющая эту систему, -- США -- находится на одном из
последних мест по качеству математического образования. В России нет механизма,
который в США и развитых странах компенсирует негативные последствия
недостатков системы образования.
Мы убеждены, что сохранение качества образования на должной
высоте является необходимым условием развития страны и
обеспечения ее безопасности.
Конференция постановляет:
- Обратиться с просьбой к Президенту Российской Федерации:
-- рассмотреть вопрос о возможности значительного увеличения
заработной платы и пенсии работникам государственной сферы
образования,
- Обратиться к Правительству Российской Федерации с просьбой
- а)
-
провести независимую экспертизу с привлечением широкого круга
специалистов и общественности состояния образования в
средней школе на предмет целесообразности перехода к 12-летней школе;
- б)
- рассмотреть вопрос о недопустимости сокращения числа часов на
математику как в школе, так и в вузах;
- в)
- организовать издание массовыми тиражами нескольких вариантов
дешевых базовых учебников для средней и высшей школы, поддержать
издание методической литературы для учителей и математических
журналов;
- г)
- при внесении проектов законодательных и нормативных актов в области
образования в обязательном порядке практиковать их обсуждение с
привлечением Российской Академии Наук, Российской Академии
Образования, научных обществ, школьной и вузовской общественности,
средств массовой информации;
- д)
- стабилизировать школьные и вузовские учебные планы и программы по
математике на 5-10 лет;
- е)
- довести до сведения органов государственной власти Российской
Федерации настоящий документ.
- Обратиться к Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации с просьбами:
-- рассмотреть возможность внесения поправок в федеральные законы
``Об образовании'', ``О пенсионном обеспечении'', ``О бюджете''
с целью существенного повышения качества
образования. В частности, предусмотреть увеличение зарплат и пенсий
учителей и преподавателей, а также включение в пенсионный стаж
времени, посвященного повышению квалификации и уходу за детьми.
-- при заслушивании проектов федеральных законов, касающихся проблем
образования, практиковать привлечение Российской Академии Наук,
Российской Академии Образования, школьной и вузовской общественности.
Обратиться к руководителям органов власти субъектов Федерации с
просьбой рассмотреть возможность реализации предложений
Конференции.
- Просить руководство
Российской Академии Наук и Российской Академии Образования
принимать участие в
регулярной экспертной оценке учебных программ, систем проверки
качества знаний, реформ образования и т.д.
- Обратиться ко всем работникам образования Российской
Федерации с просьбой обсудить решения Конференции
и принять участие в их реализации.
- Создать на основе Оргкомитета конференции общественную
Комиссию по математическому образованию. Поручить Комиссии
подготовить предложения о создании Российской Ассоциации математики и
математического образования.
- Секретариату Конференции:
- а)
- подготовить публикацию трудов Конференции,
- б)
- опубликовать список участников Конференции,
- в)
- предоставлять отечественным и иностранным СМИ возможно
более полную информацию о работе Конференции.