В настоящее время земля в России находится пока еще в руках народа (по крайней мере юридически, хотя события с расстрелом парламента показывают, что применительно к событиям в бывшем СССР, декларируемые мировым сообществом нормы, не считаются обязательными), при этом народ, в лице государства, теоретически способен всей своей мощью защитить ее от попыток приобрести за "бусы" в виде долларов, импортных шмоток, видиков и другую мишуру. Другое дело, что государственные чиновники (не государство, а именно чиновники) сейчас меньше всего думают о народе и собственно государстве, и решают в основном свои собственные проблемы.
Поскольку события последних лет показывают, что мы имеем дело скорее всего с марионеточным или, по меньшей мере, крайне непрофессиональным правительством, то рассчитывать на отстаивание им национальных (народных) интересов не приходится.
Судя по политическим баталиям для правящего режима весьма актуальной является задача забрать землю у народа и отдать ее "простым людям". При удаче такой манипуляции, а она скорее всего удастся, так как даже, так называемые, "народные депутаты" ставят себе в заслугу те поправки к Конституции, которые позволяют торговать землей, государство (народ) лишится права на землю, причем основного права - защищать ее своей кровью, которое перейдет к "людям". А с людьми (каждым индивидуально) разберутся уже как-нибудь без государства. И есть подозрение, что не помогут новоявленным собственникам, те дробовики, которыми их собираются облагодетельствовать. Вполне естественно, что земля у "людей" будет или куплена (что вполне "справедливо и законно"), либо отобрана за долги (тоже "законно и справедливо"), либо освобождена от хозяина другим путем (ну, что же делать, издержки производства). В то же время, искушение использовать и в этом случае хорошо себя зарекомендовавший, применительно к предметам человеческого труда, механизм товарно-денежных отношений, весьма велико и объясняется, по мнению автора, качествами человеческого интеллекта, или, как говорят некоторые из "буржуазных" экономистов и идеологов, "человеческой тупостью". Не состоятелен при этом пример Америки, так как именно так там все и произошло: у коренного населения отняли практически всю землю, и теперь в Америке на этих землях рождаются дети не того народа который жил там тысячелетия.
Нечто подобное пытаются сделать и делают со средствами производства (известная "ваучеризация всей страны"), но это менее актуально, так как наши средства производства практически никого не интересуют, хватает своих. Правда имеет место некоторый информационный шум, создающий иллюзию движения к рынку, которого на планете уже давно нет, обусловленный интересами вполне определенных систем, но это совершенно временное явление и, скорее всего, имеющее задачу отвлечения внимания от истинных глубинных процессов.
Интересным является тот факт, что рыночные отношения сейчас строят и, внимание (!), капиталистические страны. Позволим себе цитату из статьи директора Системы стран “третьего мира” Мартина Хора “ Структурная перестройка на пути к упадку”[2]:
“Программы структурной перестройки (ПСП), навязанные Всемирным банком и МВФ некоторым странам Юга - крупным должникам в качестве условия для возобновления кредитования, распространили действия рейганомики и тэтчеризма (имевшие столь печальные последствия для беднейших и средних слоев населения США и Соединенного Королевства) на эти страны. Исходя из предпосылки о превосходстве нерегулируемых рыночных отношений, ПСП ограничивает ответственность правительств за удовлетворение нужд населения и укрепление национальной экономики. Они сокращают государственные “непроизводительные” социальные расходы: например на здравоохранение и образование; замораживают заработную плату, отпуская при этом рост цен; сокращают расходы на оплату труда государственных служащих; снижают вмешательство государства в экономику и приватизируют государственный сектор; делают упор на внешнюю либерализацию (с целью производить больше на экспорт, чем для внутреннего рынка, сократить импортные пошлины и облегчить условия иностранного инвестирования)”. (В приведенной цитате выделения курсивом мои - В.П.).
Сравним эту цитату с другой, взятой из статьи президента Всемирного банка Льюиса Престона (Вашингтон, США) “Окружающая Среда и развитие” [2]:
“Непосредственные результаты рыночной политики не всегда носят позитивный характер. Изменяя цены посредством реформирования валютного курса, процентных ставок и проведения торговых реформ. страны могут получить непредвиденные результаты, что объясняется двумя причинами. Когда в экономике смещаются стимулы, возрастает производство одной продукции и сокращается - другой. Это может заставить производителей интенсивнее возделывать одну культуру в ущерб другой, увеличивать объем лесозаготовок, лов рыбы и т.д. Таким образом, странам следует заблаговременно проанализировать возможные последствия рыночной политики и постоянно контролировать ход ее осуществления. Стабилизация экономики может также причинить ущерб. Сокращение правительством государственных расходов приводит к свертыванию жизненно важных программ по охране окружающей Среды. Избежать негативного последствия не значит отказаться от реформ. Необходимо разработать политику в области охраны окружающей Среды, которая дополняла бы экономическую политику. Следовательно страны должны использовать реформы для определения основных направлений политики в области окружающей Среды и их осуществления, что будет способствовать установлению позитивных связей и разрушению негативных. Такая политика включает:
- Разъяснение прав пользования и владения землей, лесами и рыбными запасами.
- Ускоренное создание систем водоснабжения, ликвидации отходов и очистки воды; обеспечение образования (особенно для девочек); организация служб планирования семьи; содействие распространению сельскохозяйственных знаний; предоставление кредитов и проведение исследований.
- Принятие мер по обучению, вовлечению в деятельность и предоставление полномочий фермерам, местным общинам, коренному населению и женщинам, чтобы они могли участвовать в процессе принятия решений, связанных с долгосрочным инвестированием.
Проблемы окружающей Среды следует анализировать, оценивать и устанавливать их причины, а политику в данной области разрабатывать таким образом, чтобы не допускать их появления с самого начала. Необходимо создать правовые структуры, регулирующие и стимулирующие системы. нацеленные на решение проблем окружающей Среды. Это - трудная задача, выполнение которой требует сочетания тщательного анализа и политической смелости”.
Сравнение цитат приводит к более чем странным выводам: хорошо заметно противопоставлении понятий рынок и государство, в нашем российском понимании, и избегание слова "государство" путем замены его не совсем ясным понятием "страна". (Государство - относительно дееспособный общественный институт, который действительно может что-то анализировать и прогнозировать. Страна - географическое понятие - обычно говорят: “страны Севера”, “страны Юга”).
Реально же просто идет грабеж одних людей другими. То же самое можно сказать и о народах (странах или государствах). Можно, правда, предположить, что грабители приглашали нас присоединиться к ним (поскольку мы были сильны), но в это вряд ли можно серьезно верить. Если ты силен, но глуп, то тебя не боятся, а просто обманывают. Народная мудрость гласит:
“для дурака не нужен нож, ему покажешь медный грош и делай с ним что хошь”
Разговоры о том, что можно достичь современного уровня благосостояния прилежным трудом, в условиях когда количество ресурсов приходящихся на одного человека непрерыов приходящихся на одного человека непрерывно сокращается, также несерьезны: человечество уже живет в режиме ухудшения качества жизни (пик качества был преодолен в 1960 г.). Наиболее гуманный путь это - сокращение потребностей и населения. Именно этот путь нам и предлагается, и не только нам.
Правда здесь так же были возможны варианты: можно было, например, под защитой тогда еще мощного научно-военно-промышленного комплекса, не наглея, но при условии соблюдения интересов народа и страны, завоевывать (именно так) свои позиции в современном усложняющемся мире, предоставив преимущественно сокращаться другим, можно было бы даже дистанцироваться, что менее перспективно, от проблем существенно перенаселенной Европы, стран Семерки и Третьего мира (что, кстати, и делают сейчас США), сохраняя “статус-кво”, можно было бы резко уйти вперед используя колоссальные интеллектуальные ресурсы (развитые системы научных и высших образовательных учреждений), доказав преимущества социализма перед капитализмом (а они несомненны). Вместо этого был выбран другой путь - вполне справедливый лозунг большевиков “Грабь награбленное”, заменен на более простой “Грабь”. И если в первом случае можно было говорить о каких-то созидательных моментах, то во втором случае - тяжело. В итоге, медицина и здравоохранение (то есть медики) основной массе населения не нужны (так как их услуги становятся недоступны), как, впрочем, и некоторые другие области человеческой деятельности. Отсюда и платное высшее образование и платное здравоохранение.
Если говорить об Америке, то там действительно нет национальных образований (за исключением резерваций), так как исторически все население страны, за исключением насильно ввезенных негров, по современной терминологии это оккупанты (захватчики). Правда по прибалтийской терминологии и негры - оккупанты. Причем каждый американец знает, что его предки прибыли на континент из другой части света. Исключением являются только индейцы, которые и проживают в резервациях. Совсем другое дело в России. Здесь основные народы жили вместе и рядом (континент не был изолирован) в течении многих столетий. Именно - народы. Причем несмотря на издержки царизма и большевизма, которые проводили весьма своеобразную национальную политику (хотя не исключено, что и благодаря ей), основная часть этносов сохранила свой язык, культуру, государственность, не была загнана в резервации или ассимилирована, как это было сделано в более цивилизованных государствах таких, как Франция или Германия. В то же время совершенно не исключено, что для малых народов Севера, например, резервации могли бы оказаться защитой от урбанизации, которая способна разрушить их культуру, что вполне возможно из-за ограниченности ресурсов этих народов (в первую очередь людских).
Умение народов жить в согласии позволило сохранить этносы и создать единое уникальное государство с национально-территориальным устройством: Россию. Россия представляет собой русскоязычную цивилизацию, русскоязычный мир, который долгое время удерживал, подобно Римской империи, населяющие ее народы, несмотря на имеющую место вражду, в мире, и служил противовесом другим экспансивным устремлениям (войны войнам рознь).
Принятие русского языка в качестве государственного позволяло объединять ресурсы и успешно развиваться. В настоящее время в России, как и во многих других странах мира, национальный момент в названии государства отражает и должен отражать, в основном, дань уважения к этносу, представляющему значимую часть населения территории. Вся федерация может быть названа Россией, если считать значимым наиболее многочисленный народ русских, который живет в мире и согласии с остальными. Внутри России русские, естественно, не могут претендовать на свое представительство в названиях регионов, так как дань уважения им уже отдана. На просторах России живут и другие народы: башкиры, татары, чуваши, якуты..... - в связи с чем, по аналогии, отдается дань уважения и им. При этом совершенно неважно, больше или меньше, чем русских или других этносов представляют эти национальности на территории. Ее название - это дань уважения к этносу. В то же время, если какой-то этнос на территории совместного проживания не хочет жить в мире с окружающими, требует для себя привилегий по национальному признаку, то хочет он или не хочет, но в конечном итоге приводит в действие механизм "цены земли", описанный выше. Так называемое "право наций на самоопределение" особенно в условиях современного мира, когда земля задыхается под массой лишних 6-10 миллиардов человек (ближайшая перспектива развития событий), - это не более чем тест на совместимость. И этнос, потребовавший для себя привилегий самоопределения, например, в территориальном смысле теряет, как само уважение, так и “дань его” со стороны "товарищей по несчастью" (в современном мире тяжело жить всем народам, которые не грабят других) и при нормальном порядке вещей это может и должно вести к определению названия территории по иным принципам, отличным от национальных. Конечно о национальной независимости говорят отдельные представители этносов, многие из которых преследуют свои, как правило, личные, вполне определенные цели. Но, что является критерием свершения? Когда голоса отдельных представителей превращаются в голос народа? Удовлетворительного ответа на этот вопрос нет, так как правовые механизмы условны, а система оболванивая народных масс используется всевозможными силами. При этом не так даже важно какие цели они преследуют, так как истинные действия неизвестны зачастую и самим идеологам: "дорога в ад вымощена благими намерениями".
Верх, в конечном итоге, берут объективные законы развития. Тем на менее полезно напомнить, что "тот, кто сеет ветер, пожинает бурю".
Кстати, после второй мировой войны, очень многое в нашей стране освящено кровью, в связи с чем попытки и действия по, так называемому, возврату исторической справедливости, это действия живущих ныне подлецов, использующих механизм "цены земли", лежащий в основе любого права, гласящий, что “мертвые прав не имеют”. Поэтому мнение людей, отдавших именно свою жизнь в качестве платы за землю, культурные и даже, как это не прискорбно, просто материальные ценности, никого не интересует и, так называемыми "правовыми государствами и институтами" не признается (хотя сами эти ценности с “удовольствием“ присваиваются). В то же время есть подозрение, что вещи которые народ отстоял в войне принадлежат ему и выкупить их можно такой же ценой: разграничение собственности происходит в момент подписания мирного договора.
Литература.
1. Т. Мальтус Опыт о законе народонаселения. В книге: Антология экономической классики. Предисловие И.А. Столярова.- М.: ”ЭКОНОВ”, ”Ключ”, 1993.- 486 с.
2, “Наша планета” - журнал ПРОГРАММЫ ООН ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ: по проблемам устойчивого развития. Том 7, № 1, 1995.
* * *
Приложение