О развитии образования в Российской Федерации
Постановление Совета Российского Союза ректоров
от 28 сентября 2001 г.
Заслушав и обсудив выступления по повестке дня, Совет Российского
Союза ректоров высших учебных заведений отмечает, что состоявшееся
29 августа 2001 г. под председательством Президента России В. В. Путина
заседание Государственного Совета стало этапным событием в разработке
государственной политики в области образования, отвечающей
объективным условиям современного периода и будущим потребностям
страны.
Успешному проведению заседания способствовала большая
подготовительная работа, осуществлённая группой специалистов под
руководством Председателя Правительства Республики Карелия
С. Л. Катанандова. Рабочая группа проанализировала состояние дел в
образовательной сфере, рассмотрела различные сценарии развития
образования на период до 2010 г., выработала единое мнение по
принципиальным вопросам состояния и развития образования в стране.
Активную роль в подготовке документа "О развитии образования в
Российской Федерации" играл Российский Союз ректоров вузов. На всех
этапах его подготовки проекты рассматривались на заседаниях
Правления и Совета Российского Союза ректоров, советов ректоров
регионов, советов ректоров федеральных округов в гг. Москве,
Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и др. Их обсуждение в кругу
руководителей вузов способствовало более глубокой проработке проблем
образования, отражению в проектах документов задач развития высшей
школы и науки.
В докладах на заседании Госсовета заместителя Председателя
Правительства Российской Федерации В. И. Матвиенко и председателя
рабочей группы С. Л. Катанандова была аргументированно раскрыта
возросшая роль образовательной сферы в социально-экономическом
развитии страны. В свете этого "образование должно войти в состав
основных приоритетов общества и государства".
Как отмечалось в докладах и выступлениях, "государство обязано
вернуться в сферу образования". Это означает, с одной стороны,
повышение эффективности государственного управления образовательной
сферой, а с другой, — увеличение бюджетных средств, выделяемых на
нужды образования. "Первейшая задача образовательной политики на
современном этапе — достижение современного качества образования,
его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности,
общества и государства".
На основании обсуждения материалов, представленных рабочей группой,
Государственный Совет пришёл к выводу о необходимости осуществления
крупных дополнительных мер по развитию образования. "В настоящее
время комплексная и глубокая модернизация системы образования — это
императив образовательной политики России, её главное стратегическое
направление".
В ходе развернувшейся дискуссии были внесены уточнения в
концептуальные основы и практические подходы, на основе которых
должны осуществляться назревшие перемены в образовательной сфере.
Отмечая достижения сложившейся системы образования, Президент России
В. В. Путин подчеркнул, что речь должна идти не о её реформе, а о
преемственном развитии. В свою очередь, это предполагает опору на
достигнутое, отказ от крутых ломок, осуществление нововведений на
основе оправдавшего себя опыта и экспериментов. В развитии
образования необходимо добиться сбалансированного сочетания высокого
динамизма с эволюционным характером перемен, восприимчивости к новому
и передовому с поэтапным осуществлением назревших преобразований.
В числе ключевых проблем, требующих своего скорейшего решения, на
заседании Государственного Совета были выделены расширение
доступности образования, обеспечение законных прав и свобод граждан в
образовательной сфере; кардинальное улучшение качества образования на
всех ступенях школы; коренное повышение эффективности
государственного управления образовательной сферой; увеличение
бюджетного финансирования и совершенствование
организационно-экономического механизма развития образования. Видное
место было отведено педагогическим кадрам, насущным задачам улучшения
всей системы их подготовки, повышения квалификации, организации и
оплаты труда. Особое внимание Государственный Совет уделил борьбе с
беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодёжи — в этой
области признано необходимым принять чрезвычайные государственные
комплексные меры.
В ходе заседания Госсовета его участники пришли к единому мнению:
необходим более взвешенный подход к таким проектируемым новшествам,
как переход на 12-летний срок обучения в школе, введение единого
государственного экзамена и государственных именных финансовых
обязательств. Признано целесообразным уделить больше внимания
экспериментальной проверке предлагаемых новшеств, всесторонне оценить
полученные в ходе экспериментов результаты и только после этого
принимать окончательные решения.
В документах рабочей группы, выступлениях на заседании Госсовета были
сформулированы принципиальные положения, определяющие государственную
политику в сфере высшего образования. "В условиях становления
экономики, основанной на знаниях,
необходимо обеспечить укрепление и развитие
российской высшей школы и как ведущего звена системы
профессионального образования, определяющего её качественный уровень,
и как важнейшей сферы подготовки специалистов, выполнения научных
исследований и разработок, определяющих кадровый и технологический
уровень народного хозяйства. На основе практического решения этой
задачи должно быть обеспечено освоение и опережающее развитие новых
направлений подготовки кадров и выполнения научных исследований,
отвечающих перспективным тенденциям научно-технологического
прогресса, роста производительных сил страны. Главное внимание
необходимо уделить укреплению ведущих вузов, созданию на их основе
федеральных научно-образовательных центров, реализующих
общенациональные задачи".
С целью практической реализации выработанных Государственным Советом
Российской Федерации принципов и целей развития образования на
современном этапе Совет Российского Союза ректоров высших учебных
заведений
постановляет:
-
Отметить принципиальное значение положений и выводов, высказанных
на заседании Государственного Совета Российской Федерации по
вопросам развития образования в стране на современном этапе.
-
Просить Председателя Правительства Российской Федерации
М. М. Касьянова обеспечить последовательный учёт итогов заседания
Государственного Совета по вопросам образовательной политики в
практической деятельности правительственных учреждений, министерств и
ведомств. Внести необходимые изменения и дополнения в среднесрочную
программу социально-экономического развития страны на 2002-2004 гг.,
имея в виду восстановление позиций государства в образовательной
сфере, ориентацию мероприятий программы на динамичное развитие
образования на основе преемственности и эволюционного подхода к
осуществлению перспективных нововведений.
-
Рекомендовать Советам ректоров высших учебных заведений
рассмотреть на своих заседаниях итоги обсуждения Государственным
Советом РФ вопроса "О развитии образования в Российской Федерации".
Считать целесообразным приглашение на эти заседания глав
администраций и руководителей органов управления образованием
соответствующих субъектов Российской Федерации, разработку совместно
с ними конкретных мероприятий, вытекающих из итогов заседания
Госсовета.
-
Предложить ректорам высших учебных заведений:
-
Обеспечить информирование профессорско-преподавательского состава
и студенческой молодёжи об основных итогах рассмотрения вопросов
развития образования в стране на заседании Государственного Совета
Российской Федерации.
-
Разработать и осуществить меры, направленные на последовательный
и полный учёт итогов заседания Госсовета по вопросам развития
образования в практической работе высшего учебного заведения, его
факультетов, кафедр и научных подразделений.
-
Считать целесообразной разработку совместных мероприятий
Министерства образования Российской Федерации и Российского Союза
ректоров вузов по реализации итогов заседания Государственного Совета
по вопросам развития образования в стране, предусмотрев в этих
мероприятиях:
-
решение задач, обеспечивающих создание системы прогнозирования
рынка труда и улучшение трудоустройства молодых специалистов;
-
разработку комплекса предложений об улучшении оплаты и организации
труда профессорско-преподавательского состава, а также по отбору,
подготовке и закреплению на научной и педагогической работе одарённой
молодёжи;
-
подготовку предложений по введению для научно-педагогических
работников вузов квалификационных рангов, соотнеся их со статусом
федеральных государственных служащих в части, относящейся к
социальному, материальному и пенсионному обеспечению;
-
принятие социальной государственной программы строительства и
ипотечного кредитования жилья для молодых специалистов, учителей,
научно-педагогических работников;
-
введение с 2001/2002 учебного года целевых государственных
стипендий для поддержки талантливых молодых учителей, преподавателей
и исследователей;
-
определение с учётом строгих критериев перечня ведущих
университетов, имеющих научные школы мирового класса по разным
направлениям науки, и разработку специальной программы их поддержки;
-
проведение серьёзной экспертизы и переаттестации негосударственных
высших учебных заведений;
-
разработку специальной инвестиционной программы, рассчитанной на
привлечение в сферу образования средств крупных отечественных и
зарубежных корпораций;
-
создание на базе университетов комплексов (предприятий, фирм) по
разработке и производству вычислительных средств нового поколения на
базе последних достижений микроэлектроники и математического
обеспечения, обеспечив для них приоритетный режим деятельности и
благоприятные условия для привлечения молодёжи;
-
организацию исследований и подготовку на их основе предложений,
обеспечивающих повышение обоснованности решений и мер по изменению
статуса и размещению вузов и их филиалов, открытию новых
специальностей и направлений подготовки кадров;
-
подготовку предложений по кардинальному улучшению
материально-технической базы вузов, предоставляющих фундаментальное и
инженерно-техническое образование;
-
разработку практических мер по повышению статуса вузовской науки
как одного из основных факторов обеспечения высокого качества
подготовки специалистов, развития производительных сил общества и
механизма непрерывного обновления содержания профессионального
образования;
-
подготовку предложений по содержанию и организационным формам
реализации президентской программы "Университеты России", а также по
осуществлению государственной поддержки ведущих научных школ;
-
создание системы мониторинга, промежуточной и итоговой оценки
экспериментов, направленных на разработку нововведений в области
образования;
-
проведение научных исследований по проблемам управления высшим
образованием и разработку с учётом их результатов практических мер по
повышению обоснованности принимаемых управленческих решений, росту
компетентности кадров аппарата управления, сокращению и упрощению
бюрократических процедур, внедрению в практику управления современных
информационных технологий.
-
Просить Министерство образования Российской Федерации учесть
настоящие предложения в плане работы, а по вопросам, требующим
государственного решения, внести их в Правительство Российской
Федерации.
Президент Российского Союза ректоров,
ректор МГУ им. М. В. Ломоносова
академик В. А. Садовничий
|